Заключение

 

 

 


Подводя итоги исследования, отметим, что музыкальное образование в Красноярске XIX – начала ХХ века являлось неотъемлемой частью музыкальной культуры. Оно развивалось на фоне динамичного взаимовлияния социально-экономической и музыкальной жизни города. С одной стороны, преобразования в политической и финансово-промышленной сфере активизировали социально-культурные процессы, с другой - развитие многообразных форм музыкальной жизни города воздействовало на горожан, совершенствуя их духовный облик, повышая культуру труда и досуга. В данном процессе проявилось действие   культурологического принципа, суть которого состоит в том, что созданная человеком культура становится феноменом, творящим его самого как человека, как личность.

В становлении музыкальной культуры и музыкального образования, как ее органичной части, отчетливо выделяются четыре периода. В первый период (1628 – 1822) в музыкальной жизни Красноярска бытовали многообразные виды народного исполнительства и появились учебные заведения начального (духовного и светского) образования. Второй период (1822 – 1868) начинается со времени создания Енисейской губернии, когда происходило бурное становление экономической и культурной жизни города, способствовавшее появлению учебных заведений средней школы. В третий период (1868–1895) складывались любительские формы музыкальной культуры; неотъемлемой частью светской жизни стало салонное музицирование. Существенную роль сыграло совершенствование программ музыкальных дисциплин, введение концертной практики учащихся средней школы, а также появление Музыкальных классов. В четвертый период (1895 – 1920) лидирующую позицию (по отношению к духовной школе) в народном образовании занимала светская школа. На данном историческом этапе музыкальное обучение на уроках пения и музыки в начальных и средних учебных заведениях ориентировалось на педагогический опыт и методы, используемые в профессиональном музыкальном образовании. Для этого времени  характерно сочетание любительского движения и профессиональных форм музыкальной деятельности, что было связано с появлением в городе музыкантов с академическим образованием. Музыкально-просветительская работа Общества любителей музыки и литературы венчается созданием Народной консерватории.

 В диссертации выделены целый ряд особенностей, характеризующих формирование музыкальной культуры. Одна из них связана с тем, что в Красноярске в XIX веке, как и во многих сибирских городах, при отсутствии местной интеллигенции музыкальная культура полностью зависела от приезжавших на временную службу чиновников, военных, ссыльных и представителей разночинной интеллигенции. По этой причине развитие музыкального просветительства и образования имело прерывистый, непостоянный характер. К подобным выводам приходит также И.В. Белоносова в диссертационном исследовании «Музыкальная культура Читы». Автор работы подчеркивает, что становление культуры сибирских городов «зависит от непредсказуемых и случайных «всплесков» творческой активности временно проживающих в городе интеллигентов…, что лишает городскую культуру стабильности и усиливает стихийное начало» (262, с.30).

Одной из характерных черт музыкальной культуры Красноярска, как и Сибири в целом, являлась «трансляционность», позволившая принимать и осваивать опыт развития культуры центральных районов России через ее представителей. Выпускники консерваторий, самоотверженно трудившиеся в сибирском регионе, приобщали красноярцев к высоким достижениям российской культуры, гармонично сочетая их с местными традициями.

Другой отличительной чертой музыкальной культуры Красноярска стала преемственность с Петербургской исполнительской и композиторской школой. Впервые эта линия проявилась в XIX веке в деятельности выпускника Петербургской консерватории Сергея Михайловича Безносикова, а в начале ХХ века продолжилась в многогранном творчестве Павла Иосифовича Иванова-Радкевича, получившего образование в Петербургской певческой капелле[190].

В музыкальной жизни определенного исторического периода отражаются художественные ценности, сложившиеся в различных социальных пластах, формируются музыкальные потребности и приоритеты, влияющие на появление разнообразных видов культурной деятельности и поведения. Важнейшие направления музыкальной жизни Красноярска связываются: а) с развитием музыкального обучения в духовной и светской школе, а также с появлением первых музыкально-профессиональных учебных заведений; б) с формированием культурной среды европейского типа, а впоследствии интеллигентной среды, зародившейся в связи с расширением области светского образования; в) со становлением любительского и профессионального исполнительства в рамках деятельности городских обществ, музыкальных коллективов и учебных заведений. Кратко охарактеризуем каждое из этих направлений.

В формировании музыкального образования в Красноярске изучаемого исторического периода прослеживается линия последовательного осуществления музыкально-образовательной политики: от музыкального образования как части общеобразовательного процесса – к выделению его в самостоятельную область профессионального обучения. Основополагающую роль в исследуемом вопросе играла духовная и особенно светская школа, в рамках которой музыкальное обучение прошло большой эволюционный путь: от уроков церковного пения, имевших прикладной характер, - до включения в программу элементов профессионального музыкального образования.

Значительным фактором, обусловившим эволюцию музыкальной жизни и образования в Красноярске, стало формирование культурной среды европейского типа, в состав которой входили образованные представители обеспеченного слоя горожан, чиновники и представители разночинной интеллигенции.

Анализируя динамику становления культурной среды, отметим влияние на неё двух типов сил - центробежных и центростремительных, проявлявшихся в различные исторические периоды.

Действие центробежных сил характерно для времени формирования культурной среды европейского типа, когда в первой половине XIX века представители дворянства, административно-чиновнического слоя горожан и их семьи стали устраивать свой досуг по подобию аристократического общества центральных регионов России. Прогрессивную роль в развитии культурной жизни города сыграл первый гражданский губернатор А.П. Степанов и декабристы, по примеру которых в аристократических салонах стала звучать камерная музыка, выступали гастролеры, развивалось домашнее музицирование. Их блестящее образование, широкая эрудиция и высокий патриотический дух, с одной стороны, восхищали красноярцев и служили эталоном, с другой - вызывали желание дать хорошее образование молодёжи. Это стало стимулом для расширения сети общеобразовательных школ в городе.

Появление ряда учебных заведений средней школы в 60-е-70-е годы XIX века привело к увеличению количества образованных жителей города. Они испытывали потребность в общении с «высоким искусством», а также в выявлении своих творческих способностей, которые можно было приложить в деятельности многочисленных благотворительных и культурно-просветительских объединений Красноярска.

К 90-м годам XIX века в Красноярске культурная среда европейского типа как целостная система была сформирована, что подтверждается следующими фактами: а) активно работали инструментальные коллективы и симфонический оркестр, хоры, давали представления театральные антрепризы, велась оживленная гастрольная жизнь; б) распространилась сфера музыкального любительства, в которой принимали  участие широкие слои городского общества; в) музыкальное образование проводилось в виде частной практики и обучения в общеобразовательных учебных заведениях; г) действовала сеть магазинов по продаже инструментов, нот, работали настройщики музыкальных инструментов; д) в 1892 году было создано первое музыкальное учебное заведение – Музыкальные классы.

В начале ХХ века политика государства, направленная на распространение образования среди широких  народных масс, привела к тому, что представители третьего социального слоя (мещане, крестьяне, рабочие) заполнили образовательные заведения. Получив также доступ к пользованию «искусством», они стали  посещать залы, требуя ярких представлений и зрелищ. Появились многолюдные городские культурно-просветительские объединения (клубы, собрания), которыми руководили не специалисты в области культуры, а образованные представители технической интеллигенции. Это положение усугублялось переживаемым Россией сложнейшим историческим периодом, связанным с войнами и революциями. Политическая нестабильность способствовала  появлению у россиян состояния подавленности и отчаяния, вызывала тягу к лёгким жанрам искусства и к зрелищности. Классические виды искусства (драматический театр, концерты серьезной музыки, опера) переживали трудные времена.

Именно в этот период проявляется действие центростремительных сил, влиявших на состояние культурной среды. Поясним этот процесс. В начале ХХ века, помимо стремительного роста любительского движения,  формировался слой городской интеллигенции, представители которого были заняты профессиональной деятельностью в области культуры, искусства и образования. К ним относятся дирижеры и артисты оркестров, учителя, работники музеев и библиотек, артисты театров и т.д. Среди музыкантов-специалистов возникло осознание необходимости сохранения чистоты академического искусства и высоких исполнительских традиций. Эту задачу могло выполнить лишь музыкально-образовательное заведение, в котором бы объединились все профессиональные силы Красноярска, что и произошло в феврале 1920 года.

Таким образом, прослеживая эволюцию культурной среды Красноярска, автор исследования приходит к выводу, что только формирование в начале ХХ века городской интеллигенции, состоявшей из специалистов, профессионально занятых в сфере искусства, культуры и образования, привело к позитивным переменам в процессе создания профессионального музыкального образования.

Одним из главных факторов, определивших появление музыкального образования в городе, было становление любительского движения в начале ХХ века. Оно было вызвано как внешними факторами (политическими преобразованиями, активизацией выступлений гастролеров и театральной антрепризы, динамизацией художественной жизни Красноярска), так и внутренними (работа городских музыкальных коллективов, Общества любителей музыки и литературы, а также совершенствованием музыкального обучения в средней школе). Бурные социально-политические потрясения разбудили активность широкой демократической общественности, вызвали рост самосознания социальных слоев, что выразилось в их энергичном созидательном участии не только в политической, но и в музыкальной жизни города. В этот исторический период представители третьего социально-общественного слоя из объектов культурного воздействия стали субъектами и заинтересованными участниками творческого процесса.

С появлением в начале ХХ века широкой сети любительских клубов и обществ актуализировалась задача подготовки руководителей-инструкторов самодеятельного движения, способных организовать творческий процесс и обучение необходимым исполнительским навыкам. Образование в Красноярске крупных творческих коллективов потребовало также создания профессиональной базы для воспитания молодого поколения музыкантов. Во втором десятилетии ХХ века была осознана необходимость в учреждении профессионального музыкально-образовательного заведения, которое бы исполняло роль центра академического музыкального обучения.

На данном этапе Красноярское общество любителей музыки и литературы, выполнив утвержденную в уставе задачу музыкального просвещения населения, сосредоточило работу на организации музыкально-образовательного заведения. Этот процесс возглавили наиболее инициативные музыканты с академическим образованием, среди которых особо отметим замечательного музыканта и деятеля культуры, основоположника музыкального образования Красноярска Павла Иосифовича Иванова-Радкевича.

Ко второму десятилетию ХХ века в Красноярске сложился основной комплекс составляющих музыкальной культуры как академического направления (симфонический оркестр, музыкальный театр, хоры, инструментальные ансамбли), так и неакадемического (Первый Сибирский великорусский оркестр, ансамбли народных инструментов). Отсутствовало лишь важнейшее звено –музыкально-образовательное заведение.

Открытая в 1920 году Народная консерватория стала профессиональным «ядром», объединившим музыкальные силы города и руководившим важнейшими художественными проектами. Консерватория явилась одним из основных  звеньев, составляющих музыкальную культуру и отвечающих за воспроизводство профессиональных кадров в области музыкального искусства. Преподаватели консерватории активно включились в культурно-просветительскую работу: создали первую оперную студию и ряд творческих коллективов, рецензировали спектакли и концерты, проводили музыкально-образовательные лекции, стояли у истоков музыкального краеведения.

С появлением Народной консерватории в Красноярске сложился целостный комплекс профессиональной музыкальной культуры, необходимый для гармоничного развития крупного индустриального центра. Её деятельность стала определять развитие всей музыкальной жизни города в ХХ веке. Это учебное заведение, пережив ряд трансформаций[191], стало наиболее авторитетным музыкально-профессиональным учебным центром Сибири, выпускники которого в середине ХХ века работали в Концертном бюро (позднее филармонии), Театре музыкальной комедии, организовывали сеть музыкальных школ в городе, руководили самодеятельными коллективами и кружками не только в Красноярске, но и во всем сибирском регионе.

Благодаря творческому труду коллектива преподавателей, а впоследствии и выпускников этого учебного заведения, стало возможным достижение кульминационной стадии развития художественной жизни города и края в 70-е-80-е годы ХХ века. Именно в этот исторический период были созданы театр оперы и балета, симфонический оркестр (ныне – академический), институт искусств (в настоящий момент Академия музыки и театра), хореографическое училище, Красноярская региональная организация Союза композиторов России.

Таким образом, в Красноярске в конце ХХ века были сформированы наиболее важные звенья культурной жизни современного сибирского города.  Начало этому созидательному процессу было положено организацией Народной консерватории, которая, в свою очередь, явилась итогом длительного развития музыкальной культуры и музыкального образования Красноярска от образования города до 1920 года.

В заключение отметим, что результаты диссертации послужат основанием к дальнейшим исследованиям, посвященным формированию системы  музыкального образования в городе и крае: созданию сети детских и вечерних музыкальных школ, работе Красноярского музыкального училища, а также открытию и деятельности Красноярского государственного института искусств (в настоящее время Красноярской государственной академии музыки и театра) – научного и учебно-методического центра музыкального образования в Восточно-Сибирском регионе.

 

 



[190] Эта традиция прочно закрепилась в ХХ веке

[191] Народная консерватория в 1922 году была переименована в музыкальный техникум, в 1936 году – в музыкальное училище, а в 1963 г. – в училище искусств [302, c. 650].

Hosted by uCoz