Заключение
Подводя итоги исследования, отметим, что музыкальное
образование в Красноярске XIX –
начала ХХ века являлось неотъемлемой частью музыкальной культуры. Оно
развивалось на фоне динамичного взаимовлияния социально-экономической и
музыкальной жизни города. С одной стороны, преобразования в политической и
финансово-промышленной сфере активизировали социально-культурные процессы, с
другой - развитие многообразных форм музыкальной жизни города воздействовало на
горожан, совершенствуя их духовный облик, повышая культуру труда и досуга. В
данном процессе проявилось действие культурологического
принципа, суть которого состоит в том, что созданная человеком культура
становится феноменом, творящим его самого как человека, как личность.
В становлении музыкальной культуры и музыкального
образования, как ее органичной части, отчетливо выделяются четыре периода. В
первый период (1628 – 1822) в музыкальной жизни Красноярска бытовали
многообразные виды народного исполнительства и появились учебные заведения начального
(духовного и светского) образования. Второй период (1822 – 1868) начинается со
времени создания Енисейской губернии, когда происходило бурное становление
экономической и культурной жизни города, способствовавшее появлению учебных
заведений средней школы. В третий период (1868–1895) складывались любительские
формы музыкальной культуры; неотъемлемой частью светской жизни стало салонное
музицирование. Существенную роль сыграло совершенствование программ музыкальных
дисциплин, введение концертной практики учащихся средней школы, а также
появление Музыкальных классов. В четвертый период (1895 – 1920) лидирующую
позицию (по отношению к духовной школе) в народном образовании занимала
светская школа. На данном историческом этапе музыкальное обучение на уроках
пения и музыки в начальных и средних учебных заведениях ориентировалось на
педагогический опыт и методы, используемые в профессиональном музыкальном
образовании. Для этого времени
характерно сочетание любительского движения и профессиональных форм музыкальной
деятельности, что было связано с появлением в городе музыкантов с академическим
образованием. Музыкально-просветительская работа Общества любителей музыки и
литературы венчается созданием Народной консерватории.
В
диссертации выделены целый ряд особенностей, характеризующих формирование
музыкальной культуры. Одна из них связана с тем, что в Красноярске в XIX веке, как и во многих сибирских городах, при отсутствии
местной интеллигенции музыкальная культура полностью зависела от приезжавших на
временную службу чиновников, военных, ссыльных и представителей разночинной
интеллигенции. По этой причине развитие музыкального просветительства и
образования имело прерывистый, непостоянный характер. К подобным выводам
приходит также И.В. Белоносова в диссертационном исследовании «Музыкальная
культура Читы». Автор работы подчеркивает, что становление культуры сибирских
городов «зависит от непредсказуемых и случайных «всплесков» творческой активности
временно проживающих в городе интеллигентов…, что лишает городскую культуру
стабильности и усиливает стихийное начало» (262, с.30).
Одной из характерных черт музыкальной
культуры Красноярска, как и Сибири в целом, являлась «трансляционность»,
позволившая принимать и осваивать опыт развития культуры центральных районов
России через ее представителей. Выпускники консерваторий, самоотверженно
трудившиеся в сибирском регионе, приобщали красноярцев к высоким достижениям
российской культуры, гармонично сочетая их с местными традициями.
Другой отличительной чертой музыкальной
культуры Красноярска стала преемственность с Петербургской исполнительской и
композиторской школой. Впервые эта линия проявилась в XIX веке в деятельности выпускника Петербургской консерватории Сергея
Михайловича Безносикова, а в начале ХХ века продолжилась в многогранном
творчестве Павла Иосифовича Иванова-Радкевича, получившего образование в
Петербургской певческой капелле[190].
В музыкальной жизни определенного
исторического периода отражаются художественные ценности, сложившиеся в
различных социальных пластах, формируются музыкальные потребности и приоритеты,
влияющие на появление разнообразных видов культурной деятельности и поведения.
Важнейшие направления музыкальной жизни Красноярска связываются: а) с развитием
музыкального обучения в духовной и светской школе, а также с появлением первых
музыкально-профессиональных учебных заведений; б) с формированием культурной
среды европейского типа, а впоследствии интеллигентной среды, зародившейся в
связи с расширением области светского образования; в) со становлением
любительского и профессионального исполнительства в рамках деятельности
городских обществ, музыкальных коллективов и учебных заведений. Кратко
охарактеризуем каждое из этих направлений.
В формировании музыкального образования в Красноярске
изучаемого исторического периода прослеживается линия последовательного
осуществления музыкально-образовательной политики: от музыкального образования
как части общеобразовательного процесса – к выделению его в самостоятельную
область профессионального обучения. Основополагающую роль в исследуемом вопросе
играла духовная и особенно светская школа, в рамках которой музыкальное обучение
прошло большой эволюционный путь: от уроков церковного пения, имевших
прикладной характер, - до включения в программу элементов профессионального
музыкального образования.
Значительным фактором, обусловившим
эволюцию музыкальной жизни и образования в Красноярске, стало формирование
культурной среды европейского типа, в состав которой входили образованные
представители обеспеченного слоя горожан, чиновники и представители разночинной
интеллигенции.
Анализируя динамику становления культурной
среды, отметим влияние на неё двух типов сил - центробежных и
центростремительных, проявлявшихся в различные исторические периоды.
Действие центробежных сил характерно для
времени формирования культурной среды европейского типа, когда в первой
половине XIX века представители
дворянства, административно-чиновнического слоя горожан и их семьи стали
устраивать свой досуг по подобию аристократического общества центральных регионов
России. Прогрессивную роль в развитии культурной жизни города сыграл первый
гражданский губернатор А.П. Степанов и декабристы, по примеру которых в
аристократических салонах стала звучать камерная музыка, выступали гастролеры,
развивалось домашнее музицирование. Их блестящее образование, широкая эрудиция
и высокий патриотический дух, с одной стороны, восхищали красноярцев и служили
эталоном, с другой - вызывали желание дать хорошее образование молодёжи. Это
стало стимулом для расширения сети общеобразовательных школ в городе.
Появление ряда учебных заведений средней школы в 60-е-70-е годы XIX века привело к увеличению количества образованных жителей города. Они
испытывали потребность в общении с «высоким искусством», а также в выявлении
своих творческих способностей, которые можно было приложить в деятельности
многочисленных благотворительных и культурно-просветительских объединений
Красноярска.
К 90-м годам XIX века в Красноярске
культурная среда европейского типа как целостная система была сформирована, что
подтверждается следующими фактами: а) активно работали инструментальные
коллективы и симфонический оркестр, хоры, давали представления театральные
антрепризы, велась оживленная гастрольная жизнь; б) распространилась сфера музыкального
любительства, в которой принимали
участие широкие слои городского общества; в) музыкальное образование
проводилось в виде частной практики и обучения в общеобразовательных учебных
заведениях; г) действовала сеть магазинов по продаже инструментов, нот,
работали настройщики музыкальных инструментов; д) в 1892 году было создано
первое музыкальное учебное заведение – Музыкальные классы.
В начале ХХ века политика государства,
направленная на распространение образования среди широких народных масс, привела к тому, что
представители третьего социального слоя (мещане, крестьяне, рабочие) заполнили
образовательные заведения. Получив также доступ к пользованию «искусством», они
стали посещать залы, требуя ярких
представлений и зрелищ. Появились многолюдные городские
культурно-просветительские объединения (клубы, собрания), которыми руководили
не специалисты в области культуры, а образованные представители технической
интеллигенции. Это положение усугублялось переживаемым Россией сложнейшим
историческим периодом, связанным с войнами и революциями. Политическая
нестабильность способствовала появлению
у россиян состояния подавленности и отчаяния, вызывала тягу к лёгким жанрам
искусства и к зрелищности. Классические виды искусства (драматический театр, концерты
серьезной музыки, опера) переживали трудные времена.
Именно в этот период проявляется действие
центростремительных сил, влиявших на состояние культурной среды. Поясним этот
процесс. В начале ХХ века, помимо стремительного роста любительского движения, формировался слой городской интеллигенции,
представители которого были заняты профессиональной деятельностью в области
культуры, искусства и образования. К ним относятся дирижеры и артисты
оркестров, учителя, работники музеев и библиотек, артисты театров и т.д. Среди
музыкантов-специалистов возникло осознание необходимости сохранения чистоты
академического искусства и высоких исполнительских традиций. Эту задачу могло
выполнить лишь музыкально-образовательное заведение, в котором бы объединились
все профессиональные силы Красноярска, что и произошло в феврале 1920 года.
Таким образом, прослеживая эволюцию
культурной среды Красноярска, автор исследования приходит к выводу, что только
формирование в начале ХХ века городской интеллигенции, состоявшей из специалистов,
профессионально занятых в сфере искусства, культуры и образования, привело к
позитивным переменам в процессе создания профессионального музыкального
образования.
Одним из главных факторов, определивших
появление музыкального образования в городе, было становление любительского
движения в начале ХХ века. Оно было вызвано как внешними факторами
(политическими преобразованиями, активизацией выступлений гастролеров и
театральной антрепризы, динамизацией художественной жизни Красноярска), так и внутренними
(работа городских музыкальных коллективов, Общества любителей музыки и
литературы, а также совершенствованием музыкального обучения в средней школе).
Бурные социально-политические потрясения разбудили активность широкой
демократической общественности, вызвали рост самосознания социальных слоев, что
выразилось в их энергичном созидательном участии не только в политической, но и
в музыкальной жизни города. В этот исторический период представители третьего
социально-общественного слоя из объектов культурного воздействия стали
субъектами и заинтересованными участниками творческого процесса.
С появлением в начале ХХ века широкой сети
любительских клубов и обществ актуализировалась задача подготовки
руководителей-инструкторов самодеятельного движения, способных организовать
творческий процесс и обучение необходимым исполнительским навыкам. Образование
в Красноярске крупных творческих коллективов потребовало также создания
профессиональной базы для воспитания молодого поколения музыкантов. Во втором
десятилетии ХХ века была осознана необходимость в учреждении профессионального
музыкально-образовательного заведения, которое бы исполняло роль центра
академического музыкального обучения.
На данном этапе Красноярское общество
любителей музыки и литературы, выполнив утвержденную в уставе задачу
музыкального просвещения населения, сосредоточило работу на организации
музыкально-образовательного заведения. Этот процесс возглавили наиболее
инициативные музыканты с академическим образованием, среди которых особо отметим
замечательного музыканта и деятеля культуры, основоположника музыкального
образования Красноярска Павла Иосифовича Иванова-Радкевича.
Ко второму десятилетию ХХ века в
Красноярске сложился основной комплекс составляющих музыкальной культуры как
академического направления (симфонический оркестр, музыкальный театр, хоры,
инструментальные ансамбли), так и неакадемического (Первый Сибирский
великорусский оркестр, ансамбли народных инструментов). Отсутствовало лишь
важнейшее звено –музыкально-образовательное заведение.
Открытая в 1920 году Народная консерватория
стала профессиональным «ядром», объединившим музыкальные силы города и
руководившим важнейшими художественными проектами. Консерватория явилась одним
из основных звеньев, составляющих
музыкальную культуру и отвечающих за воспроизводство профессиональных кадров в
области музыкального искусства. Преподаватели консерватории активно включились
в культурно-просветительскую работу: создали первую оперную студию и ряд
творческих коллективов, рецензировали спектакли и концерты, проводили
музыкально-образовательные лекции, стояли у истоков музыкального краеведения.
С появлением Народной консерватории в
Красноярске сложился целостный комплекс профессиональной музыкальной культуры,
необходимый для гармоничного развития крупного индустриального центра. Её
деятельность стала определять развитие всей музыкальной жизни города в ХХ веке.
Это учебное заведение, пережив ряд трансформаций[191],
стало наиболее авторитетным музыкально-профессиональным учебным центром Сибири,
выпускники которого в середине ХХ века работали в Концертном бюро (позднее
филармонии), Театре музыкальной комедии, организовывали сеть музыкальных школ в
городе, руководили самодеятельными коллективами и кружками не только в
Красноярске, но и во всем сибирском регионе.
Благодаря
творческому труду коллектива преподавателей, а впоследствии и выпускников этого
учебного заведения, стало возможным достижение кульминационной стадии развития
художественной жизни города и края в 70-е-80-е годы ХХ века. Именно в этот
исторический период были созданы театр оперы и балета, симфонический оркестр
(ныне – академический), институт искусств (в настоящий момент Академия музыки и
театра), хореографическое училище, Красноярская региональная организация Союза
композиторов России.
Таким
образом, в Красноярске в конце ХХ века были сформированы наиболее важные звенья
культурной жизни современного сибирского города. Начало этому созидательному процессу было
положено организацией Народной консерватории, которая, в свою очередь, явилась
итогом длительного развития музыкальной культуры и музыкального образования
Красноярска от образования города до 1920 года.
В заключение отметим, что результаты диссертации послужат основанием к
дальнейшим исследованиям, посвященным формированию системы музыкального образования в городе и крае:
созданию сети детских и вечерних музыкальных школ, работе Красноярского
музыкального училища, а также открытию и деятельности Красноярского
государственного института искусств (в настоящее время Красноярской государственной
академии музыки и театра) – научного и учебно-методического центра музыкального
образования в Восточно-Сибирском регионе.