Хореографическая номинация на конкурсе «Омская звезда»

Председатель жюри,

доктор культурологии,

профессор НГК,   Ромм В.В.

 

Омск один из редких городов России, где, несмотря на отсутствие соответствующих специализированных государственных балетных училищ, хореографическое образование поднято на профессиональную высоту.  В этом старинном сибирском городе уже на протяжении многих лет в обычной школе искусств обучение ведется по программам государственного профессионального хореографического образования. И это даёт поразительные результаты.

Фестиваль «Омская звезда» в очередной раз подтвердил высокий уровень омских хореографов. На большом и разнообразном фестивале самое большое количество участников было представлено в номинации «хореография» - более 2000 человек. Знаменательно, что самым интересным, разнообразным и массовым был раздел классической хореографии. А ведь на всех других танцевальных конкурсах классических танцев всегда бывает намного меньше, чем эстрадных, народно-сценических, современных.

 Омску повезло в том, что на протяжении последних пятнадцати долгих лет здесь с любительскими детскими коллективами работает один из ведущих балетмейстеров России – Станислав Вениаминович Колесник, в послужном списке которого руководство балетными труппами Удмурдского и Новосибирского театров оперы и балета, Омского музыкального театра.  На нынешнем фестивале  драгоценными жемчужинами сверкали несколько новых постановок С.В. Колесника, которые жюри отметило специальным дипломом.

Вообще в показанном, на этот раз было достаточно много по режиссёрски грамотных, драматургически выстроенных постановок с разнообразной лексикой и интересной стилистикой. Такого не было на прошлых конкурсах.   Это радостное, на мой взгляд, движение вперёд обусловлено открытием при Омском государственной педагогическом университете кафедры хореографии. Влияние фундаментальной учёбы  чувствуется.

Конечно это касается далеко не всех представленных работ. Были номера, где авторам явно не хватило сил и знаний довести свой замысел до успешного завершения.

В таких работах прослеживались  интересные задумки, впечатляющие идеи, замечательные искорки лексических находок, которые так и остались на стадии заявки без развития и завершения.

Впервые за последние десять лет молодёжные коллективы обратились к военно-патриотической тематике, которые исполняли с огромным энтузиазмом, эмоциональной наполненностью. Это радостный показатель того, что страна выздоравливает.

 

Эстрадная номинация была самая продолжительная по времени, но не стала от этого самой яркой.  Прежде всего, это было связано со сложностью подбора интересного адекватного танцу музыкального материала. Современная массовая музыка для эстрады не отличается разнообразием содержательности и ритма. Если балетмейстеру удавалось найти яркое содержательное музыкальное произведения, то и номер становился интересным, содержательным, запоминающимся. Если же не удавалось – не помогало ни техническое совершенство исполнителей, ни сложные трюки. Как правило, неудачные выбор музыкального материала сопровождался неподвижностью композиции.  К сожалению, многие коллективы  выстраивались на сцене рядами и начинали выполнять дружно чётко и синхронно заданные упражнения. От этого. Такие танцы запомнились как разнообразные формы утренней физзарядки.

Тем радостнее были исключения в той же эстрадной номинации,   где и музыка были интересные, и содержание соответствовали музыке, да и композиция развивалась в движении.

 Интересной особенностью нынешнего фестиваля было обилие народных танцев и стилизаций. Причём русские, украинские, белорусские, венгерские, цыганские и другие народно-сценические опусы были представлены во всех номинациях – и в классике, и в эстраде, и в современности. У коллективов города Омска и Омской области больше всего было (и это хорошо) русских танцев.  Танцы были разнообразны, изобретательны, но – стилистически напоминали «омскую полечку». Увидеть эту тенденцию можно стало, благодаря именно большому количеству представленного материала. Возможность вовремя выявить тенденции однобокости,  ценность подобных форумов. Чтобы избежать развитию такой болезни, следует приглашать на следующие фестивали коллективы из других регионов и стран. 

Народный блок выявил и не так явно звучащие ещё в недавнем прошлом  проблемы – сложности в отборе музыкального материала. Казалось бы – существует огромное количество записей народной музыки, стилизаций на народную тему, обработок народных танцев. Тем не менее, выявилась серьезная проблема. Речь идёт о современных обработках народных танцев. В угоду моде иногда осовременивается ритмический рисунок музыки того или иного народного танца, иногда вовсе убирается оригинальная основа и заменяется чужеродным этому национальному танцу ритмами. Так на фестивале были показаны подряд несколько постановок на обработки  русских танцев, выполненных заокеанскими обработчиками. Фонограммы звучали ярко, выразительно, громко, но – душа, да и сам русский танец из них исчезли. Русская основа была заменена рок-н-роллом, кантри, джайвом и так далее. Казалось бы – ничего страшного, даже приветствовать надо такую популярность русской музыки. Проблема стала наглядной, когда такие опусы ожили в танце. Даже у опытных и изобретательных балетмейстеров при великолепных исполнителях не получились их задумки. Действительно, под такую музыку русский танец создать невозможно. Интересно, что в обработках, созданных русскими композиторами, не происходит такой замены, и ударная ритмика не выходит так явно на передний план, заглушая напрочь мелодику. Следует ли напоминать, что хореографам следует внимательнее подходить к отбору музыкального материала и выбирать обработки русских музыкантов.

 Мы много говорим об авторстве. Об авторе музыки, авторе постановки. Людей творческих, способных создавать что-то новое очень мало. Не случайно во всём мире так стараются исполнять закон об охране авторских прав. Но на конкурсе я столкнулся с поразительным небрежением к своему же авторству. В программах ни у одного номера не было указано ни авторов музыки, ни авторов постановки.

 

А в общем, конкурс оставил самое хорошее впечатление и мы надеемся на следующие замечательные встречи на богатой талантами Омской земле – на фестивале «Омская звезда».

 

 

 

 

Hosted by uCoz