Министерство
культуры Российской Федерации
Новосибирская
государственная консерватория (академия)
имени М.И. Глинки
Кафедра
музыкального образования и просвещения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ
НАВЫКОВ
В ИСКУССТВЕ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Дипломный реферат по дисциплине
«Музыкальное исполнительство и
педагогика»
Исполнитель: Крыжановский А.В.,
студент
5 курса ВФ ________________
Науч.
руководитель: Урбанович В.Н.,
нар. арт. России, проф. _______________
Науч. консультант: Робустова Л.П.,
канд. иск., доц. _____________________
Зав. кафедрой муз. образования
и просвещения: Робустова Л.П.,
канд. иск., доц.
______________________
Дата допуска к защите ________________
Новосибирск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………………………
3
1.Глава
1. Голос как главная коммуникативная функция человека………… 5
1.1.Развитие голоса………………………………………….……………..5
1.1.1. Высота голоса……. ………………………………………….… 8
1.1.2. Громкость
голоса……………………………………………….. 9
1.1.3. Диапазон………………………………………………………… 10
1.1.4. Интенсивность голоса…………………………………………..
10
1.1.5. Тембр……………………………………………………………. 11
1.1.6. Тесситура.………………………………………………………..12
1.1.7. Тип голоса……………………………………………………….
14
1.1.8. Дикция…………………………………………………………... 14
1.1.9. Дыхание…………………………………………………………. 15
1.1.10. Интонация………………………………………………………15
1.1.11. Темп речи……………………………………………………….16
1.1.12. Ритм……………………………………………………………..17
1.1.13. Пауза…………………………………………………………… 18
1.2.
Коммуникативные качества голоса…………………………………. 19
1.2.1. Адаптивность……………………………………………………
19
1.2.2. Благозвучие голоса……………………………………………...
19
1.2.3. Выносливость……………………………………………………20
1.2.4. Гибкость(подвижность)………………………………………...
20
1.2.5. Полетность……………………………………………………… 20
1.2.6. Суггестивность………………………………………………….
20
1.2.7. Устойчивость
голоса…………………………………………… 22
2.Глава 2. Голос
в рекламе…………………………………………………….. .23
2.1. Дикторы………………………………………………………………. .23
2.2.Рекламные голоса и голос рекламы…………………………………. 23
2.3.Различия голосов……………………………………………………….24
2.4.Способы прочтения текста отличаются……………………………....25
2.5.Запись диктора………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………… 27
Литература………………………………………………………………………. 29
ВВЕДЕНИЕ
Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека...
Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его
чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный,
испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый,
живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные
чувства, настроения человека и даже его мысли.
Каждый
раз, когда мы с вами слышим из теле- или радиоприемников голос дикторов,
ведущих развлекательных или информационных программ мы становимся участниками
медийно-информационного пространства. Приходя на выступления мастеров
вокального жанра – везде мы невольно сталкиваемся с различными голосами. Голос
– это то, что является основным инструментом общения между людьми. Нравятся ли
нам окружающие звуки, готовы ли мы довериться рассказчику, доступна ли нам для
понимания та информация, которую нам предлагают - вот те главные вопросы, которые встают перед
каждым слушателем.
Целью
данной работы является определение роли вокально-исполнительских навыков в сценическом
искусстве дикторов, ораторов, рассказчиков. Объектом исследования выступает
голос человека, его характеристики, а предметом правильная вокально-речевая его
постановка.
В
первой главе рассматриваются вопросы авторского личного опыта в приобретении
вокальных и голосовых навыков, выделяются формантные особенности голоса.
Показывается связь правильно поставленного вокального голоса и дикции. Также
речь идет и о характеристике голоса, тембре, диапазоне и т.д.
Вторая
глава дает представление о сфере аудио рекламы и дикторского искусства. Автор,
обучаясь в консерватории на вокальном факультете, параллельно работает диктором
во многих рекламных агентствах города, поэтому одним из важных направлений в
работе является выявление возможной связи между правильно поставленным
процессом обучения вокальному искусству, основам сценической речи и мастерства
и работой диктора в сфере рекламы.
В
работе использованы труды представителей отечественной школы теории словесности
и ораторского искусства, а так же ведущих деятелей в области дикторского
искусства. Кроме того, использованы труды отечественных представителей теории
высокой певческой форманты Е.А.
Рудакова и В.П. Морозова.
Актуальности
работе добавляет то, что аналогичных исследовательских искусствоведческих
работ, посвященных одновременно вокальной, дикторской и рекламной проблематике
нет. Теоретическая ценность определяется систематизацией знаний по вопросу, а
практическая – передачей собственного личного опыта работы диктора и вокалиста.
Поднятый пласт вопросов оказался значительным и формат данного дипломного
реферата просто не позволяет в полной мере их осветить, поэтому есть
возможность дальнейшей научной разработки этой темы.
Работа
рекомендована студентам, обучающимся на вокальных факультетах музыкальных
вузов, а так же учащимся на курсах актерского и дикторского мастерства.
Глава
1. ГОЛОС КАК ГЛАВНАЯ КОМУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Волшебная сила влияния голоса на то, как мы воспринимаем его обладателя,
удивительна. Если мы слышим завораживающий, притягательный, проникновенный
голос с бархатным тембром и головокружительным придыханием, для нас уже не
имеет значения, хорошо ли человек выглядит, как он одет, насколько красив и
богат, мы готовы с ним общаться и внимать его доводам. Более того, человек
способен влюбиться в один только голос, вообще не видя его хозяина.
Многие известные люди своим успехом обязаны именно голосу, инструменту
влияния и убеждения. Склонность подсознательно подчиняться сильному и богатому
вибрациями голосу имеет глубинные корни. В голосе отражается потенциал
организма. Подчиняясь голосу, мы как бы подчиняемся силе и получаем покровительство
сильного. Такое подчинение естественно для природы, где выживает сильнейший.
Бывает и наоборот – суетливая речь, неприятные нотки и невнятное произношение
перечеркивают все достоинства, казалось бы, вполне респектабельного мэна.
Суровая реальность такова, что чем выше голос - тем ниже должность: человек с
тонким писклявым голосом наверняка будет выглядеть как на побегушках. Высоко
звучащий пронзительный голос подсознательно вызывает чувство тревоги и
дискомфорта, неизменно уменьшая степень доверия к словам. Ведь известно, что не
столь важно, ЧТО сказано, сколь то, КАК сказано.
Сила и тембр голоса зависят и от
дыхания, и от осанки, и от общего состояния здоровья, и от многих других
факторов.
Освобожденный от зажима,
открытый, развитый голос излучает жизненную энергию, позитивно влияет на
физическое здоровье человека, улучшает его умственное и эмоциональное состояние,
уверенность в себе, придает внутреннюю силу и создает гармонию в
отношениях с другими людьми. Когда меняется голос, вместе с ним меняется и
общее состояние личности, появляется значительная внутренняя свобода. Занимаясь
голосом, совершенствуя его звучание, человек восстанавливает важную, потерянную
когда-то, часть самого себя.
1.1.РАЗВИТИЕ ГОЛОСА
В науке голоса можно найти
следующую замечательную вещь: удачливый человек имеет голос, отличный от
голоса того, кто не столь удачлив. Если вы соберете пять человек, которые
действительно доказали, что очень удачливы, и послушаете их голоса, то вы
обнаружите, как велика разница между их голосами и обычным голосом. Если вы
сравните голоса великих людей, каким бы ни был род их занятий, с голосами
других, вы обнаружите, что существует разница. Но нами имеется ввиду лишь речевой голос; пение – это совершенно
другое, потому что сегодня искусство пения стало таким искусственным, каким
только оно может быть. Идея современного вокального искусства заключается
в том, чтобы тренировать голос и сделать его отличающимся от того, чем он является в своей естественной форме голосообразования.
Тренировка
голоса сейчас не развивает его естественности. Поэтому,
когда человек вокализирует, то голос его закономерно лишен естественности
звучания словесной речи, которое в певческой деятельности часто нивелируется.
Однако искусство и специфика вокальной речи имеет более сложную
природу, функционально связанную со словесно-речевой деятельностью
человека, начиная от разговорно-бытовой и до художественно-выразительных
форм ее существования. Допустим, в вокализе не нужна речевая характерность,
а вот при работе над сценическим образом или даже над камерно-вокальной
миниатюрой (где часто есть момент персонификации, требуется выявление
личности, индивидуальности, чем обладает словесная речь.) Свою работу над голосом в качестве
лектора я начал порядка двенадцати
лет назад, когда впервые был допущен к чтению лекций по экономике. Конечно,
этот процесс не протекал гладко с самого начала. У голосового аппарата не
было достаточной выносливости, огромные усилия тратились на правильное
произношение слов. Интонация была во многом искусственной, ну и как
большинство начинающих лекторов и дикторов, я старался во всем копировать
своих учителей. Благо мне попались весьма достойные мастера лекторского
слова. Я сразу же отказался от чтения текста по бумаге, предпочитая живое
общение. Это накладывало отпечаток на стройность и плавность моего
повествования. Пытаясь говорить громко и утвердительно, я часто уходил с
занятия с осипшим и уставшим голосом. Иногда было просто трудно говорить.
Тогда я и не знал, что есть определенная система дыхания, расслабления
аппарата, правильного положения тела и тд. Конечно, голос окреп по мере моего
совершенствования как лектора, да и время неумолимо работало на меня. Семь
лет назад мне впервые предложили озвучить рекламный ролик. И с этого времени
начался новый этап в развитии моего голоса. Так как подходящих школ в
Новосибирске в это время не было, приходилось постигать азы дикторского
искусства самому. Не обходилось и без ошибок. В попытке обогатить
собственное звучание, я старался искусственно расширять диапазон в сторону
нижнего регистра. Что поделать, ведь преимущество в рекламе отдается
обладателям низких голосов – басам и баритонам, в особенности – суггестивным
баритонам (чуть позже, я раскрою значение этого термина). Не умея использовать
грудной регистр, я формировал звук головным, из-за чего тембр приобретал,
как бы приставной низ. Обойти эту проблему позволяло использование произнесения
слов на расслабленном аппарате с добавлением воздуха. Этот метод сегодня носит
название «придыхание». Он используется не только дикторами, но и певцами,
особенно в популярной музыке, что позволяет скрыть недостатки вокального
диапазона исполнителя. Проблемой для меня было и прочтение большого объема
текста. Не хватало дыхания, аппарат переутомлялся. Только сейчас я понимаю,
что дышал совершенно не правильно. После множества проб и ошибок, я
все-таки выработал для себя определенную методику
произнесения слов. Даже стал применять некое подобие распевок. Простой
счет от единицы до ста с изменением интонации на каждый десяток. Постепенное
повышение на седьмой цифре, с последующим снижением к десятой. А вот широко
распространенные скороговорки, на мой взгляд, реально не способствуют развитию
беглости чтения. Только огромное количество прочтенного текста вслух!!! Да и в рекламных роликах есть определенная
польза для диктора и лектора. Так как эфирное время дорого, то рекламодатель
пытается вместить в ограниченный временной интервал большое количество
текста. Поэтому приходится проявлять чудеса скороговорения без ущерба для
дикции и с сохранением требуемой интонации и общего посла текста. Но есть и
весомый минус. При прочтении, скажем, детской сказки или журнального текста,
мы становимся заложниками собственных интонационных клише. Решение этой проблемы,
мне подсказал один из старейших новосибирских операторов студии телевидения
Травкин Б.Б. Он рекомендовал найти в предложении главное опорное слово –
так называемую реперную точку, и интонационно идти к нему. Впоследствии,
этот метод я использовал и в вокальных произведениях, когда акцентируется
не каждая сильная доля, а развитие происходит к определенному, самому
важному в данной части произведения моменту. Следующий и наиболее значимый этап
в эволюции моего голоса – это, бесспорно обучение в консерватории.
Сказать, что это повлияло на мой
голос, значит не сказать ни чего!!! Правильное дыхание, артикуляция, высокое
и близкое расположение звука – настолько сильно обогатили мое звучание, что
все предыдущие годы кажутся бесполезными для меня как диктора и лектора. Теперь, мне хотелось бы
остановится подробно на вокально-голосовой специфике в постановке голоса,
звучании, тембральном окрасе, диапазоне, полетности и тд. Итак, рассмотрим основные характеристики голоса в
соотношении вокального и речевого преломления: Голос образуется путем модуляции
выдыхаемой струи воздуха колебаниями эластичных голосовых складок. В
голосообразовании принимают участие воздушные пути (легкие, бронхи, трахея,
гортань) и система резонаторов (ротоглоточная и носовая полости). Во
время дыхания воздух из дыхательных путей под действием выдыхательной
мускулатуры, создающей в них повышенное давление, плавно и непрерывно
проходит через широко открытую голосовую щель. При голосообразовании
голосовая щель замкнута и голосовые складки напряжены. Щель открывается под
давлением воздуха лишь на короткое время. Через нее из дыхательных путей
выходит часть воздуха. После этого, под действием аэродинамического эффекта
Бернулли и сил упругости, голосовые складки снова смыкаются, а подскладочное
давление снова стремится их разомкнуть. Так возникают квазипериодические импульсы
воздушного давления, которые воспринимаются как голос. 1.1.1.ВЫСОТА
ГОЛОСА - слуховое ощущение частоты
звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически
смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Между частотой звука и
его высотой существует сложное соотношение. Не случайно единицей измерения
частоты является герц (1 колебание в секунду = 1 Гц), а единицей измерения
высоты - мел. Кроме того, различение высоты зависит от натренированности слуха
и природных данных. Так, слух настройщика улавливает изменение частоты
порядка 0,2%. В то же время, для некоторых слушателей и 20-ти процентное
различие в частотах незаметно. Интонирование речи обусловлено, прежде всего,
модуляциями голоса по высоте, своего рода мелодическим рисунком. Умение точно воспринять мелодику
речи, то есть уловить на слух все высотные изменения голоса - одно из
необходимых условий эффективного общения. Не менее важно научиться управлять
своим голосом так, чтобы его высотные параметры позволяли реализовать любой
мелодический рисунок, чтобы высотный диапазон голоса был достаточен
для выражения широкой гаммы чувств и эмоций. Высота голоса определяется
частотой колебаний голосовых складок (числом смыканий и размыканий в
секунду). Причем эта частота прямо пропорциональна упругости (степени
напряжения) голосовых складок и обратно пропорциональна их массе и длине. Так
как масса и длина голосовых складок у женщин и детей меньше, чем у мужчин, то
женские и детские голоса звучат в целом выше мужских. В пределах одного регистра
голос становится все более высоким за счет увеличения воздушного давления в
легких и трахее и за счет большей мышечной работы самой гортани. Из этого
следует, что пользование наиболее высоким участком диапазона требует больших
энергетических затрат, что не всегда может обеспечить организм говорящего. В
результате, если голосовой аппарат недостаточно тренирован, возникает риск
сорвать голос. Важно отметить, что все
характеристики голоса: и высота, и громкость, и тембр - тесно
взаимодействуют. Так, громкость растет с высотой голоса. В связи с этим часто
возникает терминологическая путаница. Например, говорят: "Он повысил голос"
или: "Собеседники говорили на повышенных тонах", при этом вовсе не
имея в виду высоту голоса, а лишь степень его слышимости, т.е. громкость. 1.1.2.ГРОМКОСТЬ
ГОЛОСА - субъективное слуховое ощущение интенсивности
(силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата.
Профессиональное владение голосом предполагает использование в
речи (или пении) множества градаций громкости, большого динамического
(громкостного) диапазона. Громкость голоса зависит от многих
факторов. Прежде всего, от давления воздуха в легких и трахее (в
подскладочном пространстве), а оно, в свою очередь, обусловлено активностью
дыхательной мускулатуры (точнее, мышц-выдыхателей) и плотностью смыкания
голосовых складок. Кроме того, голос, рождаясь в
гортани и проходя по речевому тракту, обретает определенную окраску - тембр
в зависимости от режима смыкания голосовых складок и конфигурации (формы и
размеров) ротоглоточных и носовых полостей. Голос будет громче, при прочих
равных условиях, если в его тембре будет больше звонкости, металличности,
резкости, пронзительности, то есть больше "удельный вес" высокочастотных
обертонов. Однако с точки зрения эстетики и экономии мышечных усилий важно,
чтобы высокочастотные обертоны лежали в области 2000-4000 Гц, где образуется
так называемая верхняя форманта, придающая голосу полётность и приятную окраску. Громкость голоса, то есть его слышимость
тем больше, чем более явно выражена в нем верхняя форманта, так как слух
человека имеет наибольшую чувствительность именно в этой полосе частот. Наконец, громкость возрастает по
мере увеличения частоты колебаний голосовых складок, то есть высоты
голоса. При одном и том же усилии дыхательной мускулатуры наименьшую
громкость имеют нижние звуки диапазона, громкость женских голосов превышает
громкость мужских. Такая зависимость громкости голоса от его высоты также
связана с особенностями слуха. Громкость голоса во многих случаях
обусловлена особенностями слухового самоконтроля говорящего. Так, оратор
непроизвольно увеличивает громкость своего голоса, когда аудитория начинает
шуметь. Причем непроизвольное увеличение громкости происходит, как правило,
за счет усиления работы дыхательных мышц и повышения частоты колебаний
голосовых складок (использования верхнего участка диапазона). Такая неуправляемая
реакция на шум нерациональна и часто приводит к заболеваниям голосового
аппарата. Чтобы голос был услышан на фоне шумовой помехи, надо, прежде всего,
позаботиться о формировании помехоустойчивости голоса, а также о выборе
правильной тесситуры. 1.1.3.ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordon) - через все (струны)) -
совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Чаще всего говорят о высотном
(мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как
интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах
возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов:
возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата,
эмоционального и физического состояния человека, его обученности - в процессе
целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется. Большой
высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных
возможностей голоса, мелодичности речи. Различают также диапазон
динамический и диапазон тембральный. Что касается динамического диапазона,
то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса.
Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью.
Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до
умеренно громкого будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который
воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно
стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности - это позволяет
сделать речь и хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать
форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва.
В музыке, пении и отчасти в сценической речи принято обозначать градации
громкости итальянскими терминами - в порядке возрастания: пианиссимо (pp),
пиано (p), меццо-пиано (mp), меццо-форте
(mf), форте (f), фортиссимо (ff). Очевидно, эту шкалу удобно распространить
на все случаи, когда анализируются громкостные характеристики голоса и речи. Тембральный диапазон - это
разнообразие тембров, звуковая "палитра" голоса,
определенный набор специфически звучащих вариантов. Известно, что каждый человек
обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен
особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат
достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не
представляет большого труда осуществить назализацию, лабиализацию, палатализацию
звука, что приводит к существенному изменению тембра. При известной тренировке
удается произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань с
размахом до нескольких сантиметров, менять режим смыкания голосовых складок.
Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее
в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а
это обеспечивает более точное решение коммуникативных задач. 1.1.4.ИНТЕНСИВНОСТЬ
ГОЛОСА (от лат. intensio - напряжение) -
энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена
специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за
единицу времени через единицу площади. Интенсивность голоса почти никогда не
измеряется непосредственно. При помощи микрофона измеряется звуковое
давление, а интенсивность, пропорциональная квадрату звукового давления,
если это нужно, определяется либо аналитически (по формуле), либо с помощью
соответствующей электронной схемы. Данные о значениях звукового
давления или интенсивности обычно представляются в логарифмической шкале, то
есть в децибелах (дБ) по отношению к начальному логарифмическому уровню,
принимаемому за 0 (нуль). Интенсивность голоса зависит от
режима работы голосовых складок и величины воздушного давления под ними. Чем
выше подскладочное воздушное давление и чем плотнее смыкаются голосовые складки,
тем больше интенсивность голоса. 1.1.5.ТЕМБР
(фр. timbre - колокольчик) -
психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью
факторов: формантной структурой спектра, степенью выраженности шумовых
компонентов, негармонических обертонов, модуляционными процессами, атакой
и затуханием голосового сигнала. Тембр голоса воспринимается синтетически
как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их)
по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания
этих голосов одинакова. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение.
Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией,
если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса может быть спонтанным
(непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр
характерен для непоставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован
или когда слуховой контроль затруднен. На основании спонтанного тембра можно
довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое
состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным,
профессиональным. Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те
эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче. Человек способен в широких
пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и
целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет
черты индивидуальной неповторимости. Индивидуальность тембра обусловлена
тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы,
управляющей ими, у каждого человека неповторимы. В то же время, широкое варьирование
тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в
разнообразных режимах. Тембр голоса зависит в основном от
характера смыкания голосовых складок и настройки резонаторов - полостей
глотки, рта и носа. Чем плотнее смыкаются голосовые складки, колеблясь в
горизонтальной плоскости, тем более насыщенным, "густым" получается
тембр. Резонаторы выполняют двоякую роль: определяют формантную структуру
звукового спектра и косвенно влияют на работу голосовых складок. В голосе
присутствует, как правило, несколько формант разной интенсивности. Если
энергия обертонов голоса преимущественно сосредоточена в низкочастотной
форманте порядка 500 Гц, то голос воспринимается как мягкий, округлый. Если
же достаточно ярко выражена так называемая "высокая форманта"
(область частот порядка 3000 Гц), то голос приобретает металличность, звонкость,
с этой формантой связано такое качество голоса, как полетность. Каждая
форманта в зависимости от интенсивности и расположения на шкале частот привносит
в общее, синтетически воспринимаемое звучание голоса какой-то особый оттенок,
специфическую "краску". Тембр существенно меняется, когда
наряду с гармоническими обертонами в голосе появляются разного рода шумовые
призвуки. Чаще всего наблюдается охриплость и осиплость, которые возникают в
результате нескоординированности дыхания с работой гортани, а также
органических поражений голосовых складок и других участков речевого
аппарата. Кроме того, охриплость и осиплость могут быть следствием нарушений
функционирования нервной и эндокринной систем. Все это относится к
спонтанному тембру, его дефектам. Однако в некоторых случаях человек сознательно
вырабатывает у себя хрипоту или сипоту в голосе, руководствуясь соображениями
эстетического или социального толка. В большинстве случаев креативный тембр
такого характера вряд ли уместен, за исключением каких-то особых случаев,
например, связанных с чтением художественных произведений. Необходимо
стремиться очищать свой голос от всевозможных шумовых призвуков, добиваясь благозвучности
голоса, так как шумовой компонент в голосе - свидетельство нерациональной
работы речевого аппарата. Голос, как любой звук,
характеризуется с точки зрения его восприятия во времени атакой, модуляциями
или отсутствием модуляции, затуханием. Эти акустические процессы оказывают
непосредственное влияние на тембр. Короткая, "взрывная" атака
делает голос жестким, напористым. Плавное, как бы с "раздуванием"
начало звука придает ему противоположный характер - голос становится мягким,
задушевным, может быть даже завораживающим. Если вслед за фазой атаки
наступает короткая фаза затухания, то голос воспринимается как выкрик, лающий
звук. Если фаза затухания, длительная, то возникает эффект стона или плача.
Как правило, между атакой и затуханием существует достаточно продолжительная
фаза, которая характеризуется либо отсутствием изменений громкости и высоты,
либо модулированием этих параметров. Модуляция громкости и высоты со строгой
периодичностью (по синусоидальному закону) и частотой от 4 до 8 Гц называют
эффектом вибрато. Легче всего проследить вибрато в оперном пении, где оно
крупное, "размашистое". В устной речи вибрато возникает довольно
редко - лишь в минуты особого эмоционального подъема и у хорошо обученных
чтецов. И у поющего, и у говорящего вибрато является украшением голоса. В
том случае, когда частота модуляции достигает 8 - 13 Гц, возникает
тремоляция, "барашек" в голосе, которая обычно относится уже к
дефектам голосообразования. Однако тремоляция может быть вызвана определенными
изобразительными или выразительными задачами. Если, например, нужно
изобразить голос старика или выразить крайнюю степень волнения. Тембр голоса трудно поддается
описанию. Обычно, для обозначения тембров используют слова, значение которых ассоциативно
связано с представлениями о разных свойствах предметов и явлений и напрямую
не связаны со звуком как физическим явлением. Поэтому, характеризовать
звук мы можем как: бархатный, богатый, горячий, раскаленный, жесткий, задавленный,
мягкий, острый, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твердый, темный,
теплый, тусклый, тяжелый, широкий, холодный, ясный. Очень мало используются
собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый,
назальный. Известен и такой прием характеристики тембров, когда пытаются
назвать те чувства, которые они выражают: эмоционально-волевой тембр,
шутливо-иронический тембр, грустный, нежный, спокойный, угрюмый. В некоторых
случаях целесообразно использовать названия тембров, построенные на основе
ассоциаций с той или иной фонемой: у-образный тембр, и-образный тембр и т.п. Долгое время в сценическом искусстве была известна
система 4-х знаменитых тембров: золотого, серебряного, медного и бархатного.
Интересны высказывания о тембровых красках голоса известного итальянского
баритона Титто Руффо: "Я стремился создать при помощи специальной вокальной
техники подлинную палитру колоритов. При помощи определенных изменений я
создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком насыщенным, я доводил
его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его,
я стремился к колориту, который называл красным, затем к черному, то есть
темному". (В.П.
Морозов, 1967, с.36) Работа над тембром является
центральной задачей при постановке
голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче тембр голоса -
одно из важнейших профессиональных умений. 1.1.6.ТЕССИТУРА (ит. tessitura - ряд тонов в диапазоне голоса) - высотное
положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону
этого голоса. Например, если диапазон
рассматриваемого голоса лежит в пределах 100-250 Гц, а в данный момент
используется участок вблизи 160 Гц, то тесситура будет средней (как правило,
она бывает и наиболее удобной). Но для голоса, имеющего диапазон от 150 до
320 Гц (контральто), то же самое высотное положение (около 160 Гц) является
низкой тесситурой, а для голоса с диапазоном 70-200Гц (бас) - высокой тесситурой. Соответствие тесситуры характеру
голоса является одним из условий естественности, свободы, красоты звучания.
Но удобство произнесения может вступать в противоречие с коммуникативной
задачей, приводить к монотонности. Кроме того, высокая и низкая тесситура
могут отрицательно влиять на дикцию, мешать реализации оптимального темпа,
сужать динамический диапазон, искажать тембр голоса. Поэтому, чтобы
речь не теряла ни выразительности, ни отчетливости при решении любых задач
речевого общения, надо тренировать свой голосовой аппарат в разных
тесситурных условиях. Довольно часто путают тесситуру и регистры
голоса. Например, говорят: "...Его речь звучала в высоком
регистре", подразумевая, что голос стал звучать выше обычного. На самом
деле голосовые (мелодические) повышения и понижения могут производиться и без
изменения регистра, и с его изменением. В то же время, регистры (головной,
грудной и смешанный) способны изменить окраску звуков даже одной и той же высоты.
Другими словами, тесситура и регистры - это принципиально разные понятия,
хотя их роднит то обстоятельство, что оба они относятся к диапазону голоса. 1.1.7..ТИП
ГОЛОСА - разновидность человеческого голоса
(певческого или речевого), выделяемая на основе высотно-тембральных
признаков. Тембральная характеристика типа голоса менее определенна.
Например, описание тембра и баса, и баритона обычно дается через
определения “бархатный”, “мягкий”, “глубокий”, ”объемный”, “массивный”.
Такие разные типы голоса как сопрано и тенор часто описываются сходным
образом: “легкий”, “звонкий”, “серебристый”, “нежный”, “тонкий”. Иногда
характеризуют тембр одного типа голоса через другой тип: “баритональный
тенор”, “баритональный бас” и т.п. В целом, звучание низких голосов ассоциируется
с чем-то более массивным и объемным по сравнению с высокими голосами. 1.1.8.ДИКЦИЯ (лат. diktio - произнесение речи) - 1) произношение,
манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения
звуков, слогов и слов. Хорошая дикция обусловлена
активной и точной артикуляцией звуков речи, слогов и слов. Особенно трудно
добиться хорошей дикции в тех случаях, когда ситуация требует говорить в
более быстром, по сравнению с привычным для говорящего, темпе. При
значительном увеличении темпа артикуляционных движений дикция как бы
"смазывается", восприятие речи затрудняется, что совершенно не
допустимо в профессиональном общении. Для выработки безупречной дикция
нужна целенаправленная тренировка речевого аппарата. Помимо речевых упражнений в работе над
дикцией полезно использовать и вокальные приемы - например, песни, которые
рассчитаны на исполнение в быстром темпе. Пение песен повышает эмоциональный
тонус, активизирует дыхание, задает жесткий ритмический рисунок исполняемого
текста. Работа над дикцией, кроме
выполнения артикуляционных упражнений, предполагает развитие слуховой
наблюдательности. Необходимо накапливать в своей памяти слуховые образцы
эталонного произношения, безукоризненной дикции, и вместе с тем подмечать и
анализировать случаи небрежного выговаривания слов. При этом следует учесть,
что плохая дикция может быть результатом не только вялой артикуляции, но и
дефектов речевого аппарата. Я знаю не мало дикторов и вокалистов, которые,
не обладая от природы идеальным произнесением всех букв, используя
целенаправленные методики и упражнения, добивались нивелирования в произношении.
1.1.9.ДЫХАНИЕ - совокупность процессов, которые обеспечивают поступление
в организм кислорода (на вдохе) и выведение из него углекислого газа (на выдохе). Система дыхания имеет двойное
управление со стороны нервной системы: произвольное и непроизвольное. При
жизненном дыхании дыхательная система обеспечивает лишь функцию газообмена
крови. При речевом дыхании (когда мы произносим звуки речи) работа дыхания
необычайно усложняется. Оно начинает подчиняться тем требованиям, которые
диктует ему гортань и артикуляторные органы в целях образования нужного
речевого звука, произнесенного с той или иной экспрессией. Дыхание, в
зависимости от того, какой звук формируется и с какой силой он должен
прозвучать, должно быть подано в нужном количестве и под необходимым
давлением. Огромную роль в организации речевого дыхания играет диафрагма, работа
которой способствует выравниванию громкости гласных. В речевой функции явственно
выражается двойное управление дыханием и его гибкая приспособляемость к
ситуационным заданиям. Сознание контролирует только общий посыл дыхания,
обеспечивающий нужную громкость речи, ее акценты, повышения и понижения, связанные
с эмоциональной окраской произносимого. Автоматизм, который вырабатывается
между подачей дыхания, работой гортани и артикуляторных органов при
произношении звуков речи, устанавливается с детства. 1.1.10.ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare - громко произношу) - звуковая форма
высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра
голоса, а также длительности звуковых элементов речи, организованная при
помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и
выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и
адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она
произносится. Интонирование высказывания в целом
и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса
говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно
реализовать лишь маловыразительную, монотонную интонацию; недостаточно гибкий
голос не позволит реализовать адекватную окраску и динамику речи. Важно отметить, что модуляции в
процессе интонирования речи осуществляются относительно характерного
(конституционального) звучания голоса данного человека. Так, увеличения и
уменьшения громкости реализуются по отношению к среднему уровню громкости;
изменения окраски голоса сравниваются с обычным, чаще всего используемым
тембром; мелодическое движение воспринимается как отклонение вверх и вниз от
средней (обусловленной типом голоса) высоты звучания речи. Эта
средняя высота - “зона облегченной фонации”, “разговорная доминирующая
тональность”, т.е. небольшой ряд тонов (обычно в середине диапазона), на
которые изначально настроен голосовой аппарат данного человека,
и которые поэтому извлекаются с большей легкостью и естественностью. При
восприятии мелодики учитывается также, в какой тесситуре (или на
какой “диапазонной высоте”) интонируется речь. Зона облегченной фонации
обычно соответствует средней (наиболее удобной) тесситуре. Следовательно,
низкая и, особенно, высокая тесситура обусловливают повышенную
экспрессивность интонации. В высказывании интонация выполняет
следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания - побуждение,
вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает
части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание
в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;
различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным
фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет
изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость
движения (быстро - медленно, ускорение - замедление), температурные ощущения
(холодно - жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой -
маленький, толстый - тонкий, высокий - низкий) и т.п. В системе интонации вычленяют
также интонационные конструкции и фигуры: повышения и понижения
мелодического движения на различных участках фразы (восходящая интонация,
нисходящая интонация), мелодические пики, которые могут изменять
коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания. Мелодика речи отличается от
музыкальной мелодии: во-первых, речевые тоны скользящие, у них нет тональной
определенности, а музыкальные - зафиксированы на строго определенной высоте;
во-вторых, в речи отсутствует фиксированная длительность, характерная,
например, для вокальной музыки. Чрезвычайно важными компонентами
интонации являются темп, ритм и пауза. 1.1.11.ТЕМП
РЕЧИ (лат. tempus - время) - степень
быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Целесообразно различать темп речи
(развернутого высказывания), темп фразы, темп синтагмы (речевого сегмента) и
темп фонетического слова. Измерение темпа речи основано на подсчете числа
звуковых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу времени.
Иногда темп определяют по средней длительности, звуковой единицы. Так,
характеризуя некоторый темп речи, можно сказать, что число слогов,
проговариваемых за одну секунду, составляет 2,8 или что средняя длительность
слога при таком темпе - 352 мс (миллисекунды). Выделяют также "абсолютный"
темп речи (темп артикулирования) - количество сегментов шумных и тональных
звуков в единицу времени звучащей речи. Оптимизация речевого общения тесно
связана с выбором оптимального темпа речи. Оптимальный темп, в зависимости от
условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно
противопоставляют медленный и быстрый темпы некоторому среднему темпу и
называют его "нормальным". Правильнее этот последний называть
умеренным или средним темпом, поскольку понятия "нормальный" и
"оптимальный" близки по содержанию. Средний темп речи русских составляет
около 120 слов в минуту. Иными являются нормы "учебной речи": в 5-6
классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в 10-м - не более 75
слов в минуту. Скорость речи зависит от
индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к
развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Темп
артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются
привычными, как бы "лежащими наготове" в активном словарном запасе
говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения,
междометия и т.д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в
более быстром темпе, чем публичное выступление. Замечено: чем важнее
содержание, тем медленнее речь. Темп речи, особенно лекции, значительно замедляется,
если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, эхо
(реверберация) может накладываться на последующие слова, в этом случае следует
говорить медленнее. Замедление темпа может
осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем
произнесения фразы с паузами между словами. Убыстрение темпа достигается
путем сокращения длительности звуков (т.е. увеличением скорости
артикуляции); при быстром темпе паузы между словами делаются короче или вовсе
исчезают. При убыстрении темпа речи согласные сохраняются лучше, чем гласные.
Это связано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят
более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с большей
скоростью. Что касается гласных, то убыстрение темпа приводит к их
количественной и качественной редукции. Другим следствием убыстрения речи
может быть исчезновение ряда звуков - явление, довольно часто встречающееся в
обиходной речи. Следовательно, высокий темп речи
создает трудности для достижения хорошей дикции при произнесении как
согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического
характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не
произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение
следить за своей речью с точки зрения оптимального (наиболее подходящего)
темпа. 1.1.12.РИТМ (греч.
rhitmos - соразмерность, стройность) - 1) чередование каких-либо элементов
(звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью;
2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи,
определенная его смысловым заданием. Ритм представляет собой внутреннюю
организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его
действий. Чувство ритма в основе своей имеет моторную (двигательную) природу.
Нельзя просто "слышать ритм". Слушатель только тогда переживает
ритм, когда сопроизводит его. Ритм часто отождествляют с
ритмичностью - более узким понятием по отношению к ритму, т.е. периодической
повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов
и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как ритм возникает
всякий раз при структурном объединении нашим сознанием ряда звуков во
времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве. Строгая ритмическая организация
характерна для стихов. Однако не следует отождествлять ритм и стихотворный
метр (размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и
безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается ритма, то
он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках,
некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы
параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнителя
стихотворения. Точки пересечения метра и ритма возникают обычно там, где
этого требуют законы языка. Коренное отличие ритма стиха от его метра в том,
что метр зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а
ритм рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и
индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой
происходит превращение написанного текста в звучание. Наиболее сложен ритм прозаической
речи. Мы с трудом улавливаем ритм обычной нестихотворной речи, но легко
обнаруживаем его нарушение: например, заикание, неожиданные остановки и
самоперебивы в речи. Очевидно, психика человека устроена так, что ей
требуется постоянное ощущение равномерной пульсации, пусть неявной и
накапливающейся на каком-то временном интервале из разрозненных сегментов
речи (в этом случае происходит "интегрирование", суммирование пульсаций). Замечено, что психофизиологические
функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень
ритмичности. В то же время, боль, страдание, страх - вообще отрицательные
эмоции - вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная
зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а
ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно,
именно эта психофизиологическая зависимость лежит в основе интуитивного
выбора того или иного ритма устного высказывания. 1.1.13.ПАУЗА (греч.
pausis - прекращение) - временный перерыв в звучании, разрывающий поток
речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции. Паузам принадлежит значительная
роль в выразительности речи. Их смысловая роль также чрезвычайно велика.
Пауза во взаимодействии с мелодикой членит речь на фразы, а фразу (во
взаимодействии с мелодикой и ударениями) - на речевые звенья (синтагмы). В
первом случае суммарная продолжительность паузы сказывается на общем темпе
речи, во втором - влияет на темп фразы. Различают паузы синтаксические и
несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и
психологическими причинами). Среди психологических пауз обычно отмечают
паузы припоминания, паузы умолчания, паузы напряжения. В устной речи паузы,
так же, как и слова являясь отражением мыслительных процессов, могут
свидетельствовать о затруднениях говорящего в подборе слов, выстраивании
фразы и более крупных конструкций, но могут быть сделаны и специально,
осознанно, расчленяя высказывание в самых, на первый взгляд, неподходящих
местах (например, в середине слова). Длительность паузы зависит от
того, что вызывает остановку и ради чего она производится. Пауза нужна слушателю. Она нужна,
чтобы осознать новую информацию, прореагировать, сравнить её с прошлым
опытом, найти для неё место в ряду ассоциаций и тем самым запомнить. Пауза
нужна говорящему. Не только для того, чтобы набрать воздуха, собраться с
мыслями, но и для того, чтобы успеть заметить реакцию на то, что произнесено
и как произнесено. Часто именно реакция слушателей на то или иное
высказывание определяет дальнейшее протекание речи. В любом случае пауза -
это не просто разрыв в потоке речи, не просто молчание. Это - продолжение
разговора другими (невербальными) средствами. Недаром существуют такие выражения,
как "красноречивая пауза", "красноречивое молчание".
Пауза нередко с успехом заменяет как отдельные слова, так и развернутые высказывания.
Умение не сказать, опустить в разговоре какое-то слово или даже фразу иногда
позволяет воздействовать на собеседника гораздо сильнее, чем самыми
образными выражениями. Опытный учитель, беседуя с классом, посередине фразы
"вдруг" делает паузу, и класс, как по команде, дружно
"подсказывает" недостающее слово или окончание фразы. Конечно,
таким приемом нельзя пользоваться слишком часто, но польза от него несомненная:
он помогает активизировать аудиторию и обеспечивать обратную связь. Пауза в устной речи, когда между
говорящими есть возможность непосредственного контакта, всегда чем-то наполнена:
мимикой, взглядом, жестом, нарочитой неподвижностью или, напротив,
перемещениями говорящего. Таким образом, о паузе можно говорить как о явлении
интонационно-синтаксическом и как элементе невербальной коммуникации. 1.2.КОММУНИКАТИВНЫЕ
КАЧЕСТВА ГОЛОСА - совокупность необходимых для успешной коммуникации свойств
голоса. 1.2.1.АДАПТИВНОСТЬ (от лат.
adaptare - приспособлять) - качество профессионального голоса, его
способность подстраиваться к конкретным акустическим условиям: величине и
форме помещения, в котором приходится говорить, его гулкости или заглушенности
(большой или малой реверберации), количеству и пространственному
расположению слушателей - с помощью соответствующих вариаций тембра
и других параметров голоса, что обеспечивает хорошую слышимость, фонетическую
разборчивость и комфортное восприятие речи. Адаптивность голоса предполагает
сформированность навыков в градации громкости, варьировании тембров, в
использовании высотного (мелодического) диапазона, а также умения целенаправленно
контролировать произносимое, когда восприятие собственного голоса в конкретных
акустических условиях анализируется и оценивается с позиций коммуникативной
целесообразности. 1.2.2.БЛАГОЗВУЧНОСТЬ
ГОЛОСА - качество профессионального голоса:
чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости
и т.п.). Умение придать своему голосу благозвучность воспринимается слушателями
(часто на подсознательном уровне) как признак воспитанности, интеллигентности,
требовательности к себе. Благозвучность голоса обычно связана с хорошей дикцией,
с произношением "полного стиля". 1.2.3.ВЫНОСЛИВОСТЬ - качество профессионального голоса, характеризующее
его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппарата и позволяющее
выдерживать длительную речевую нагрузку без вредных физиологический последствий
с сохранением тембральных, динамических и высотных параметров. Выносливость
голоса обусловливается такими факторами, как врожденные особенности
организма (в частности нервной и эндокринной систем), возрастом, акустическими
условиями и др. Вместе с тем, выносливость голоса повышается при правильно
организованной постановке голоса. Можно даже сказать, что поставленным
можно считать только голос, обладающий достаточной для профессионального использования
выносливостью. 1.2.4.ГИБКОСТЬ
(ПОДВИЖНОСТЬ) - качество профессионального голоса, его
способность по воле говорящего быстро и непринужденно переходить с одной высоты
на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой, от
мягкой атаки к твердой или придыхательной, а также переключать
и смешивать регистры. 1.2.5.ПОЛЕТНОСТЬ - способность голоса быть слышимым на большом расстоянии
при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто
говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегченного звукоизвлечения
- голос как бы "летит". Независимо от типа голоса, высоты
и тесситуры, а также громкости звучания, в полётном голосе всегда
присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный
"звоночек"- призвук в области четвертой октавы, если
воспользоваться нотным обозначением. Высокочастотные обертоны в этой области,
названные "высокой формантой", с наибольшей легкостью воспринимаются
нашим слухом, поэтому голос, в тембре которого содержатся такие
обертоны, отличается хорошей слышимостью. Полетный голос, испытывающий
воздействие всевозможных шумов, рельефно выделяется и тем самым проявляет помехоустойчивость.
Полётность - одна из важнейших характеристик тембра профессионального
голоса. Если в голосе нет полетности, то это не только обедняет выразительные
возможности говорящего, но и указывает на нерациональную организацию фонации
, недостаточное владение голосом. Дело в том, что появление высокой форманты
обусловлено определенной конфигурацией резонаторов речевого тракта, а также
специфическим взаимодействием мышц дыхательной системы и гортани. Правильная
постановка голоса позволяет придать ему помимо других качеств и полетность. 1.2.6.СУГГЕСТИВНОСТЬ (от лат.
suggestio - внушение) - способность голоса воздействовать на эмоции и
поведение слушателей независимо от смысла произносимых слов. Суггестивности голоса заключается
в том, что говорящий с помощью некоторых нюансов тембра воздействует
на слушателей, овладевает их вниманием, вызывает в них сопереживание и стимулирует
нужные поведенческие реакции. Можно выделить три уровня
суггестивности голоса. Первый уровень (низший) характеризуется тем, что голос
привлекает к себе внимание, он выделяется из множества других голосов.
Слушатель непроизвольно обращает на него внимание, и содержание речи,
произносимой с помощью этого голоса, лучше проникает в сознание и
подсознание. При этом голос не обязательно должен быть каким-то особенно красивым,
приятным. Напротив, иногда голос именно противоположного качества - неприятный,
некрасивый - может полностью завладеть вниманием слушателя, вызывая при
этом соответствующие ассоциации. Таким образом, первый уровень суггестивности
голоса способен вызвать ориентировочную реакцию, установить первоначальный
контакт между говорящим и слушающим. Второй уровень суггестивности
голоса отличается от первого существенно более сильной эмоциональной реакцией:
говорящий с помощью голоса вызывает сопереживание своим чувствам,
настраивает эмоции слушателей в тон своим переживаниям. Второй уровень
суггестивности позволяет в некоторой степени направлять мыслительную
деятельность слушателей, эмоционально окрашивая произносимый текст и тем
самым расставляя эмоционально-смысловые акценты. Третий уровень (высший)
суггестивности голоса выражается в том, что реакция слушателей приобретает
поведенческий характер. Слушатели совершают какие-то движения, действия или,
наоборот, тормозят их на том основании, что в голосе говорящего появилась
особая краска, такой тембр, который подсознательно воспринимается как
императив, как нечто непреложное. Императивность нужна при отдаче команд,
указаний и распоряжений, при санкционировании каких-либо действий. Описание суггестивности голоса в
какой-то степени перекликается с описанием такого явления, как интонация.
Однако следует иметь в виду, что суггестивность как термин обозначает явление
психологическое. В то же время, интонация и суггестивность могут в некотором
смысле взаимодействовать друг с другом, так как одним из компонентов
интонации является тембр, а суггестивность имеет в своей основе тембральную
природу. Таким образом, появление суггестивности в голосе может изменить
интонационное оформление данного коммуникативного акта. Чрезвычайно важным является
вопрос, как добиться суггестивности, как произвольно управлять этим значимым
параметром голоса. Здесь известны следующие рекомендации. Во-первых, внушить что-либо
слушателю можно лишь тогда, когда сам говорящий глубоко верит в то, что
говорит. Вера в свою правоту, в истинность и важность того, о чем говорится в
данный момент, вызывает у него сильные эмоции, а те, в свою очередь, через
нервно-мышечный механизм отражаются в голосе, в частности, обусловливая его
тембральные характеристики. Страстная, эмоциональная речь оратора вызывает и
у аудитории эмоциональное возбуждение, которое по законам индукции тормозит
существующие впечатления и данные прошлого опыта. Постепенно аудитория
перестает критически относиться к содержанию речи оратора и принимает его
точку зрения, даже если она противоречит сложившимся ранее понятиям и устремлениям. Во-вторых, тембральная окраска
голоса определяется тем или иным режимом работы речевого аппарата:
активностью дыхания, характером смыкания голосовых складок, конфигурацией
речевого тракта: мягкое, "теплое" звучание обусловлено максимальным
объемом ротоглоточных полостей и плавной подачей дыхания, а
"металл" в голосе появляется вследствие плотного смыкания голосовых
складок и активизации фанационного выдоха; кроме того, уверенное, убедительное
звучание речи возможно только в том случае, если в голосе отсутствует даже
минимальное дрожание (неритмичные, хаотические модуляции звука); следовательно,
необходимо следить, чтобы речевое дыхание было устойчивым, плавным, без
лишних напряжений. Существует понятие "командный
голос". Отдавая команду, говорящий сам должен максимально собраться,
его мышечный тонус будет способствовать соответствующей окраске голоса,
которая адекватно воспринимается на подсознательном уровне. Для внушающих наставлений
чрезвычайно важна категоричность тона, фраза произносится с чувством
непреклонной уверенности в том, что слушающий выполнит распоряжение. В
голосе, как говорится, звучит металл. При косвенном внушении, когда мы
даем совет или одобряем поведение адресата, в голосе слышится теплота,
преобладает мягкий тон, а для этого нужно проследить, чтобы в мышечном
аппарате, во всем теле не возникали спазмы, "зажимы" - лишние
напряжения. 1.2.7.УСТОЙЧИВОСТЬ ГОЛОСА
— потенциальная стабильность
его высоты, громкости и тембра, независимо от длительности
произносимых (или пропеваемых) звуков. В этом
случае исключаются такие голосовые дефекты, как дрожание, “барашек”
в голосе, внезапное пропадание звучания, неуправляемые переходы
из грудного в головной регистр (то, что называют еще “дать петуха”).
На слух устойчивость голоса воспринимается как уверенность, решительность,
спокойная настойчивость говорящего, его хорошее состояние. Устойчивость
голоса является следствием общей уравновешенности напряжения и
расслабления в мышцах голосового аппарата, правильной их координации.
Наличие устойчивости (в совокупности с выносливостью) дает
основание считать данный голос поставленным. |
|
Звуковая
реклама — это голос, который рассказывает, делится впечатлениями,
персонаж, который забавен или неуклюж, диктор с доверительным или строгим
голосом.
От
диктора в звуковой рекламе зависит практически всё. От того, вызовет ли
он доверие, заинтересует ли, увлечёт ли — зависит
эффективность рекламы. Для работы со звуковой рекламой подойдёт далеко
не каждый диктор, но приобретя необходимые навыки и практический
опыт, многие из Вас смогли бы стать первоклассными дикторами рекламы.
Но, не стоит начинать пытаться, если у Вас нет в запасе
нескольких лет, которые бы Вы были готовы потратить на занятия
и тренировки.
2.2.Рекламные голоса и голос рекламы
Несмотря на всё разнообразие возможностей
и богатство тембров, которыми обладает человеческий голос, звуковая
реклама очень часто ограничивается стандартными, типичными для рекламы
интонациями и манерой. Более половины всей звуковой рекламы начитывается
мужским дикторским голосом. Причём в большинстве случаев Вы услышите
одинаковый густой внушительный металлический голос средних лет. Иногда, даже может
возникнуть ощущение, что вся реклама озвучивается одним и тем же голосом.
И, правда, бывают ситуации, когда в рекламном блоке три-четыре ролика
подряд озвучиваются одним и тем же голосом. В этом
не всегда вина рекламистов. Заказчики, воспитанные на той рекламе,
которую они видят и слушают, считают, что она должна звучать именно так.
Поэтому, даже когда им предлагаются альтернативные варианты, они просят
тот самый стандартный металлический голос. Чтобы быть не хуже других.
Но, к сожалению, и не лучше.
Примерно вдвое меньше рекламы озвучивается женским голосом.
Причём добрая половина — это реклама чисто женских товаров. Считается, что
к женскому голосу у среднего потребителя возникает меньше доверия,
именно поэтому все «серьёзные» товары, рассчитанные как на мужскую, так
и на женскую аудиторию, рекламируются именно мужским голосом. Слыша
в рекламе мужской голос, потребитель, как солдат в армии,
не смеет ослушаться офицера. Он подчиняется ему беспрекословно.
Женский же голос воспринимается лишь как совет, рекомендация,
и особого веса в умах потребителей зачастую он не имеет.
Ещё одна причина наиболее частого использования мужского
голоса в том, что мужчины считаются более платежеспособной аудиторией, поэтому
скорее задумаются о покупки, услышав информацию от «своего»,
от подобного себе, то есть от мужчины.
Детей в звуковой рекламе от силы 10%.
В основном это реклама продуктов питания, а так же товаров
и услуг, ориентированных на детей.
Пожилая
аудитория чаще всего не рассматривается, как платежеспособная. Так же
известно, что пожилые люди скептически относятся к рекламе вообще. Поэтому
в рекламе не часто появляются старческие голоса. Как правило,
их можно услышать в рекламе лекарств и товаров для здоровья,
а так же в рекламе, работающей с семейными ценностями.
Вокал довольно часто используется в рекламе.
В основном это эстрадный вокал. Тем не менее, в эфире можно
услышать и рекламные частушки в народном стиле, и реп-речёвки
на тему молодёжных и детских товаров, и джазовый вокал
в рекламе элитных и премиальных товаров и услуг. Одна
из основных причин, по которой вокальное исполнение менее
востребовано, чем речевое — в том, что в один и тот же
отрезок времени можно пропеть почти в два раза меньше слов, чем
проговорить — следовательно, дать слушателю меньше информации
о товаре. Вторая причина в том, что степень разборчивости поющегося
текста на слух гораздо меньше, чем проговариваемого. И, тем
не менее, эти недостатки никак не перекрывают тот факт, что поющийся
ролик легче запоминается, и многими людьми лучше воспринимается
на слух, чем текстовой ролик. Так что, количество — не всегда
качество!
Давайте рассмотрим всю палитру голосов, используемых
в рекламе. Пусть она поможет Вам отказаться от стандартного подхода
к озвучиванию и использовать все существующие голосовые краски
и тона.
2.3.Различия голосов
По
полу: мужской, женский
По возрасту: молодой, средний возраст, детский, подростковый, старческий
По тембру: сопрано, тенор, баритон, бас
По высоте тона: низкий, высокий
По природе: сильный (звучный), слабый (нежный, мягкий)
По специализации: дикторский, актёрский, пародия, вокал (классический,
народный, эстрадный, джазовый), рэп
По языку: родной, иностранный
Большинство профессиональных дикторов рекламы обладают
возможностью менять свой голос и манеру чтения практически
до не узнавания. Если понадобиться — один и тот же
мужской голос может озвучить в одном ролике, старушку и юношу,
а женский — маму и сына. Непосвящённый человек никогда
не догадается, что в ролике разными ролями может звучать один
и тот же голос Поэтому, крайне важно объяснить диктору, каким должен
быть голос и манера прочтения каждого конкретного ролика, каждой роли
в нём. В каждом брифе на производстве звукового ролика должны
содержаться пожелания диктору по подаче, экспрессии, скорости
и интонациям.
2.4.Способы прочтения текста отличаются
По подаче: доверительно, позитивно, информативно,
в стиле новостей, пафосно, зло, по-доброму, сексуально, пренебрежительно,
агрессивно, нейтрально, смеясь, плача и т.д.
По экспрессии: шёпотом, спокойно, мягко, динамично,
экспрессивно, тихо, громко, резко, крича, энергично и т.д.
По интонации: радостно, грустно, вдохновенно, удивлённо,
вопросительно, осуждающе, одобрительно, разочарованно, сдержанно, деловито,
гордо, язвительно, заискивающе, хвастливо, ласково, назидательно,
с улыбкой, плаксиво и т.д.
По скорости: очень медленно, медленно, не спеша,
в среднем темпе, быстро, очень быстро, скороговоркой
Ремарки по прочтению могут относиться как ко всему
тексту, так и к одной реплике или слову. Целесообразно так же
расставить в тексте акценты, если таковые имеются. Например:
в слогане «За сущие копейки» можно акцентировать слово «сущие»,
а можно и «копейки».
Поскольку интонации, темп и подача могут меняться
в течение всего текста, эти пожелания нужно писать внутри текста, там,
где они актуальны
Примеры:
КАЗИНО «МЕРЕЛИН»
15 сек.
Женский интригующий голос,
ретромузыка:
(обольстительно) Мэрилин приглашает тебя
на свидание...
(многообещающе, с акцентом на «я») Будем
вместе — и платить буду я...
(информативно, но в том же ключе) Шестого
июля — Суперигра «Мерседес Е-класс» в клубе «Мэрилин», проспект Мира,
12.
(эротично) Сделаем это вдвоём...
КЛИНСКАЯ СЫРОКОПЧЁНАЯ
30 сек.
- (с наслаждением) М-м-м! Какой букет! Восемьдесят
третий... нет... восемьдесят второй!
- (возражая) Что Вы! Несомненно, урожай семьдесят
девятого! (восхищённо) Несравненный аромат!
(диктор, доверительно, позитивно) Знатоки знают толк
в настоящем коньяке. Именно его используют в приготовлении «Клинской
сырокопчёной».
- (вежливо) Ещё кусочек?
- (не в силах устоять) Пожалуй...
(диктор, информативно) Приготовленная по уникальной
рецептуре, «Клинская сырокопчёная» обладает неповторимым вкусом. Ведь при
её копчении используют только твёрдые породы дерева из Европы.
(чуть медленнее и более весомо) Клинская сырокопчёная.
В каждом ломтике — тайна. (пауза) Продукция
клинского мясокомбината.
2.5.Запись диктора
Итак, Вы подобрали диктора, утвердили его кандидатуру
с клиентом, диктор таки добрался вовремя к Вам на студию
и Вы готовы приступить к записи текста. Помните, диктор —
это живой человек. Поэтому краски, которыми он пишет свой звуковой холст,
идут из самой глубины его души. А что у него на душе именно
сегодня, в день записи ролика? Возможно, у него всё отлично,
а может, и кошки скребут. Хотя профессионал выполнит свою работу
безупречно в любом состоянии духа, Вы всё же сможете найти
неуловимые отличия в записи одного и того же голоса
в различные сессии. Помните, что Ваш звуковой продукт будут слушать
тысячи, если не миллионы людей. И то душевное состояние,
в котором находится голос диктора вольно — невольно будет
передаваться тем людям, которые будут слушать этот продукт. Поэтому старайтесь
нести в открытый эфир только бодрость, позитив и хорошее настроение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученые давно доказали: секрет успеха человека - в его
голосе. Только вот люди привыкли к тому, что они умеют говорить, к своему
голосу, его интонациям и тембру: им и в голову не приходит, что они даже на
одну десятую не используют его потенциальных возможностей. Все дело в высокой
форманте, которая от природы заложена в голосовых связках человека и о которой
сам человек, понятно, ни сном, ни духом не ведает. Между тем от умения
приводить в резонанс связочный аппарат, используя высокие частоты, зависит
выразительность речи, делающая человека особенно привлекательным. Такой голос
оценивается как лидерский, и ему отдают предпочтение большинство людей.
Вспомните, как часто вам доводилось слышать, что человек, который нравится
всем, обладает харизмой. Любимцем публики делает его именно умение пользоваться
всеми диапазонами спектра речи, в особенности диапазоном высокой форманты.
Огромная роль в этом принадлежит правильной техники постановки голоса. А
именно вокальной технике. Классическая академическая школа, имея мощный,
исторически сложившийся инструментарий позволяет исполнителю иметь широкий круг
возможностей для речевого воплощения. Это и правильное дыхание, опора звука,
тембральная окраска, внутреннее вдумчивое переживание исполнения, полетность
голоса. Певцы, дикторы и актеры вполне осознанно используют свои синестетические
ощущения для того, чтобы "вжиться" в образ. Проведенный учеными спектральный анализ
речи дикторов показал, что у наиболее известных из них присутствует весь
диапазон как низких, так и средних и высоких частот - от 80 до 2800 Гц. Обычный
же человек использует при разговоре в среднем от 80 до 500 (максимум до 1700
Гц). Зона так называемой высокой форманты (от 2000 до 2800 Гц) чаще всего
остается незатронутой.
Впрочем, выдающиеся люди всегда
пользовались чарующей силой своего голоса. "От Советского
информбюро..." - голос диктора Советского Союза Юрия Левитана звучал так
мощно и выразительно, что, слушая его, советские воины, перед тем как
отправиться на поле битвы, заряжались непоколебимой верой в то, что они
победят. Откуда только бралась такая мощь в невысоком, худом человеке!
Сам Гитлер назвал его своим злейшим врагом. Секрет
Левитана прост: 60 процентов спектра его голоса находилось в области высокой форманты.
У известного волжского баса Шаляпина в диапазоне высокой форманты находилось
80% спектра голоса и лишь 20% распределялось на басовую и среднюю
низкочастотные области. А бархатистый баритон известного певца Фрэнка Синатры,
покорившего сердца половины женщин Америки, имел средние низко- и
высокочастотные характеристики. Нашумевшая четверка "Битлз" в кульминационных
частях своих песен увеличивала диапазон высокой форманты в унисон, доводя
поклонниц до полного экстаза.
Сегодня благодаря разработкам
наших ученых стало возможным контролировать и совершенствовать свои голосовые
данные. На первый взгляд все просто. Человек говорит в микрофон, его речь
обрабатывается программой, и на мониторе в режиме реального времени
отображается его речевой спектр. Выделяются зоны низких, средних и высоких
частот.
В настоящее время разработаны
методики развития дикторских способностей, которые позволяют любому человеку
совершенствовать свой голос. Спустя время вы заметите, как мечты сбываются.
Отныне вы не будете выглядеть "серой мышью". И это не удивительно!
Магнетизм вашего голоса будет не только притягивать к вам людей, но и
превратит вас в человека, которому невозможно отказать, на которого нельзя
сердиться, обижаться и уж тем более ругаться... Теперь вы справитесь с любой
ситуацией! Но это еще не все. С помощью определенных
тренировок, можно добиться усиления мощности голоса, появления в нем любого
необходимого оттенка (обертона, гармоники).
Голос
имеет особую привлекательность. Это не просто физическое свойство организма,
это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого.
У признанных мастеров различных эпох необыкновенно
приятные и выделяющиеся голоса: шепот с придыханием Мэрилин Монро, нежный
голос Мишель Пфайфер, глубокий, волнующий – Эдит Пиаф, глуховатый, с хрипотцой
– у Марлен Дитрих, низкий обволакивающий – у Ричарда Чемберлена. Все эти
актеры уделяли постановке голоса необыкновенно много сил. Разве станешь звездой
Голливуда с пронзительным визгливым голосом?
Безусловным
плюсом для моей творческой деятельности явилось обучение в консерватории.
Полученные мною навыки значительно обогатили мои знания и умения в области
исполнительского искусства. Я научился правильно дышать, распределять мышечные
усилия для исполнения больших объемов материала. Над каждым произнесенным
звуком необходимо работать, долго и кропотливо. Только тогда можно добиться
легкого, непринужденного и осмысленного исполнения.
Голос
обогатился необходимыми обертонами, появился грудной регистр, что дало мне
возможность выгодно отличаться от других исполнителей. Долгая голосовая
нагрузка теперь не вызывает утомления аппарата, наоборот, по мере чтения лекции
возникает ощущение свободы голосоведения, и даже весьма приятные вибрации.
Обращает на себя внимание тот факт, что интенсивная голосовая (речевая)
нагрузка стала положительно влиять и на состояние певческого аппарата: голос
просто не успевает застаиваться и хорошо прочитанная лекция вполне может
заменить собой предварительную распевку перед выступлением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гладков Б.В., Пронина М.П., О полётности
сценического голоса. Теория и практика сценической речи. вып.2, 1992, СПб. Гос.
институт театра, музыки и кинематографии.
2.
Войскунский А. Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989
3.Ночевник
М. Н. “Человеческое общение”, М.,Просвещение,1986
4.Павлова
Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”, М, Просвещение, 1991
5.Сопер
П. “Основы искусства речи”, М, 1995
6.Социальная
психология и этика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995
7. Кантарович В.С.“Гигиена голоса”. М.1955
8. Вербовская Н.П., Головина О.М., В.В. Урнова “Искусство речи”.
Из-во
9.
Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978г.
10.
Зарифьян И.А. Теория словесности. М., 1990г.
11.
Станиславский К.С. “Работа актера над собой”, Письма. Л.1980
12.
Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992г.
13.
Стешов В.Г. Устное выступление: логика и композиция. М., 1991г.
14.
Рудаков Е.А. Новая теория
образования верхней певческой форманты. стр. 18- 37.//Применение акустических методов
исследования в музыкознании. Сборник статей. Ред. С.С. Скребков. М.: Музыка, 1964., 132 с.
15.
Морозов В.П. Искусство резонансного
пения. Основы резонансной теории и техники.
ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука». М., 2002. 496 с.,
ил.
15.
Бакаев А.В. Вопросы оптимизации
вокального звучания на основе исследования спектров профессиональных
вокалистов//Материалы международной научной конференции «Оптимальные методы
решения научных и практических задач» – часть 3 – Таганрог: Изд. «Антон»,
ТРТУ, 2005, 120 с.
16.
Бакаев А.В. Информационный подход к
исследованию музыкальных фраз на основе коэффициента отношения интенсивностей
формант//Материалы международной научной конференции «Информационные
технологии в современном мире» - часть 1 – Таганрог: ТРТУ, 2006, 96 стр. С. 12
– 16.