РЕЗОЛЮЦИЯ

2 Сибирского международного конгресса

 CID UNESCO

 

 

«Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири в контексте перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения»

 

       2 Сибирский международный конгресс «Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири в контексте перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения» проводится в период реорганизации хореографического образования в России и призван проанализировать существующую ситуацию, обменяться опытом с отечественными и зарубежными коллегами, имеющими опыт работы в рамках Болонского процесса, выработать единые принципы и решения проблем перехода на новую систему, которые позволят сохранить лучшие традиции отечественной хореографической школы.

          Участники конгресса отмечают позитивность происходящих перемен в системе хореографического образования и считают, что дальнейшее ее развитие требует продолжения совместной работы органов государственного управления, профессионального сообщества в целом ряде направлений.

          Более века русская балетная школа была ведущей в мире, являлась авторитетом в области практики и методики классического балетного образования. Дальнейшее сохранение школы невозможно без корректуры, с одной стороны, системы среднего и высшего хореографического образования, а с другой стороны – без стабильности хореографического репертуара, базирующегося на эстетике классического искусства, государственных и негосударственных театров России.

          В части технологии балетного исполнительства  и балетной педагогики (методики преподавания классического и других видов театрального танца) Россия продолжает сохранять ведущие позиции. Положительное значение в сохранении балетного образования сыграла Концепции образования в области культуры и искусства, утверждённая Правительством Российской Федерации в 2009 году.

          Принятые в 2011 году образовательные стандарты третьего поколения в части среднего профессионального образования сохранили ценные наработки прошлого, позволяющие сохранить единство образовательного пространства, что особенно актуально  в связи с передачей в 2004 года значительной части учреждений среднего профессионального образования в ведение регионов.  

Бесспорно, положительным является введение двух специальностей в среднем образовании: Искусство балета и Искусство танца (по видам). Новые стандарты позволят учебным заведениям выстаивать дополнительную траекторию подготовки исполнителей и не терять численность контингента, что особенно актуально в преддверии возможных изменений в системе  финансирования учебных заведений. Cледует приветствовать давно назревшее введение в поле государственной системы образования программы обучения танцовщиков-исполнителей современного (модерн) танца.

В последнее десятилетие в России развивались две ветви высшего профессионального образования в хореографии: непрерывная подготовка дипломированных специалистов (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатая, обеспечивающая реализацию образовательных программ с присвоением выпускникам степени (квалификации) «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» на базе бакалавриата (срок обучения 6 лет, включая время обучения в бакалавриате).

Новые условия, сформировавшиеся на сегодняшний день в российской экономической и общественной жизни в связи с интеграций России в европейское пространство потребовали смены парадигмы стандартизации высшего профессионального образования – перехода на двухуровневую модель подготовки, разработки и реализации высшими учебными заведениями основных образовательных программ нового поколения с новыми профилями, связанными с современным, бальным и другими видами танца. Однако новые стандарты сами по себе лишь отчасти могут решить проблемы, назревшие в высшем хореографическом образовании.

Зачастую в реальной практике средних учебных заведений (особенно региональных), готовящих артистов балета, недодаются необходимые часы профессиональных движенческих дисциплин для достижения необходимого, утверждённого программой качества исполнения. Это неизбежно приводит к увеличению травм и профессиональных заболеваний уже на стадии обучения. Многовековая практика профессионального хореографического образования, показывает, что недостаточное освоение учебного материала в процессе профессионального образования в колледже сказывается губительно в дальнейшей сценической деятельности. Театральный репертуар будет просто опасен для такого выпускника. Вхождение в него неизбежно будет приводить к серьёзным травмам, заболеваниям, или к невыполнению поставленного. Дыхание и лёгкие такого выпускника будут не готовы обеспечить длительную нагрузку,  мышцы не будут обладать достаточной силой и мощностью. Будет наступать быстрая мышечная усталость. Но ещё большая травмоопасность таится, в том, что система управления движением, перевод прямых команд мышцам в ведение более скоростных условно-рефлексорных, или подсознательных  команд не будет завершена и каждое сложное партерное, пальцевое, и прыжковой движение на репетиции или сцене такого артиста будет увеличено травмооопасным. На наш взгляд проблема нагрузок обучающихся недостаточно изучена и ее следует исследовать со стороны хореографической педагогики, психологии, физиологии, биомеханики.

          Учитывая перегруженность обучающихся в программе подготовки артистов балета необходимо начать изучение вопроса об адаптации технологий реализации содержания общего образования к специфике балетного образования. Отечественная традиция предполагает сопряжение в одном стандарте общего образования и балетного профессионального обучения. Полезно было бы проанализировать влияние такой модели на здоровье обучающегося. К конгрессу новосибирским хореологом, доктором культурологии В.В.Роммом была написана статья, которая раскрывает некоторые особенности профессионального хореографического  образования (От ремесла к искусству. Казначеевские чтения №2, 2011, с. 94-143). Такие статьи очень редки, но они показывают, что научные исследования в этом направлении необходимы. Исследования на эту  важную тему есть у спортсменов, интересные работы ведутся в институте им. Лесгафта, в Санкт-Петербурской военно-медицинской академии. Интересные исследования здоровья учащихся проводились в Якутском хореографическом колледже. Надо обобщить имеющийся опыт и проверить балетный опыт. Такие вопросы требуют самого серьезного изучения, исследования учёными разных  направлений. Участники конгресса считают необходимым поставить эти исследования в государственную программу развития культуры.

По-прежнему наблюдается значительная нехватка педагогов балета в регионах. Как и в советское время, система образования сегодня не обеспечивает подготовку преподавателей для среднего и высшего профессионального образования в необходимом количестве.

В последние десятилетия существенному изменению подверглась идейно-смысловая парадигма отечественной культуры. Ранее режиссура балета была нацелена на поиск традиционных ценностей, развивалась в русле балетного симфонизма и философских идей шедевров мировой литературы, основанных на классических законах развития музыкального симфонизма. Сегодня в отечественной хореографии наблюдается сложный процесс, связанный со все большим включением российской хореографии в пространство европейской идейной проблематики. Все чаще работодатели предпочитают квалифицированным отечественным балетным специалистам-хореографам западных коллег, что, бесспорно, говорит о кризисе отечественной системы подготовки хореографов. 

Следует особенно отметить необходимость восстановления связи учебных заведений среднего и высшего профессионального образования с государственными театрами, как основными работодателями, заказчиками и потребителями кадров. При этом указанные связи должны выйти на уровень формализации, которой следует предусматривать выработку требований работодателей к качеству образовании в учебных заведениях, что требует от самих работодателей знания, понимания проблем системы образования и преодоления утилитарного отношения к образованию выпускников. 

          Положительным фактом последних лет является введение в перечень послевузовского образования новой специальности «Хореографическое искусство», которая теперь может быть реализована в аспирантурах при ведущих хореографических академиях. Однако для того, чтобы в эти аспирантуры могли поступать выпускники других хореографических вузов, необходимо выработать единый понятийный аппарат и  теоретическую базу. К настоящему моменту в сфере хореографического образования имеется значительное число преподавателей, имеющих докторские и кандидатские степени по различным специальностям гуманитарной направленности.

          Требует серьезной модернизации подготовка исследователей хореографического искусства (хореологов). Для формирования хореографической науки (хореологии) необходимо более широкое трактование возможностей этой науки. Последние десятилетия показали, что современное балетоведение не обеспечивает необходимого влияния на качество отечественного хореографического искусства и хореографического образования. Балетоведение во многих случаях трактует свою миссию слишком узко, ограничивается лишь балетом, а в последнем часто – лишь  вопросами исполнительства. Научное, исследовательское обеспечение оставалось за рамками их интересов, а иногда и возможностей. Желает лучшего и профессиональный уровень подготовки балетных критиков, журналистов, освещающих вопросы хореографического искусства.

          В целях более стабильного развития хореографии в России необходимо расширение пространства проводимых исследований, развитие междисциплинарных подходов и связей с близкими науками: психологией, педагогикой, биологией, анатомией, физиологией, социологией и др. с последующей разработкой новой программы подготовки теоретиков хореографии. Здесь может быть полезен малоизученный опыт хореологических лабораторий, работавших в Академии художественных наук в Москве в 1920-е годы,  подготовка исследователей хореографии в рамках междисциплинарного направления «Искусства и гуманитарные науки», развивающаяся в последние годы в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, а также значительные наработки в этой области хореографической науки новосибирских ученых.

          Проблема классического наследия, можно сказать, является вечным вопросом хореографии. Как в литературе есть вечные темы, к которым обращаются писатели разных времён, так и хореографы постоянно говорят о необходимости собирания, фиксации и сохранения выдающихся новых постановок, классических мировых балетных, ансамблевых и театрально-хореографических постановок, об эталонных видео-моделях, с нотацией и описанием всех редакций, добавлений. За рубежом этот вопрос практически решён: видеоархивы балетных постановок есть во многих библиотеках, высших и средних учебных заведениях искусств и культуры, чего практически не наблюдается у нас.

          Необходимо обратить внимание на реформирование преподавания ритмики при подготовке артистов балета, исторического танца. Следует подумать, как преподавать исторический танец в сочетании с курсом теории и истории хореографического искусства.

          Особого внимания требуют вопросы исследования и сохранения русского танца – одного из признанных шедевров мировой культуры. Давно назрела необходимость создать Лабораторию по исследованию и сохранению русского танца во всём его разнообразии и неповторимости.

          Участники конгресса отмечают, что в настоящее время созрела необходимость создания при каждом высшем и среднем учебном заведении, реализующем программы в сфере хореографии, службы психологического обеспечения. Необходимо ввести как обязательную  должность психолога  в хореографических школах, училищах, колледжах, вузах в связи с необходимостью психологического сопровождения адаптации учащихся и преподавателей к новым формам обучения, стилю жизни, индивидуализации процесса обучения, развития саморегуляции и пр.

          Также необходимо разработать программы по подготовке и переподготовке педагогов в области хореографического искусства, включающие психологию балета, возрастную психологию, психологию искусства, практическую психологию.

          Необходимо обратить серьезное внимание на развитие хореографии в системе дополнительного образования, способствовать интеграции системы дополнительного образования  учащихся хореографических колледжей и отдельных предметов общеобразовательного цикла. При отборе танцоров для дальнейшего обучения руководствоваться объективными оценками типа их конституциональной организации, темперамента и профилей сенсорного развития индивида. Создать рабочую группу по разработке и апробации программы «Танец» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, целью которой является интеграция телесного и душевного (духовного) развития, овладения культурой движения,  освоения языка танца (движения), развития восприимчивости к танцевальному искусству.

Отсутствие учебников, достаточного количества методических пособий остается одной из важных проблем хореографического образования. К сожалению, учебники отсутствуют по большинству профилирующих хореографических дисциплин. Новые государственные образовательные стандарты предъявляют повышенные требования к обеспечению учебных заведений не только печатными, но и видео, аудио методическими материалами, без которых невозможно качественное осуществления образовательного процесса. Эта проблема не может быть решена без помощи государства.

          С переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения значительно расширяется свобода учебных заведений в части формирования содержания и выбора технологий обучения. В целом, будучи позитивным, этот процесс предполагает значительную степень зрелости педагогических коллективов, осознанное применение традиционных и инновационных педагогических технологий, разумной регламентации прав студентов.

          Подготовка постановщиков хореографических произведений (хореографов, балетмейстеров) неразрывно связана с возможностью претворить свои учебные и студенческие опыты на сцене. Поэтому для обеспечения процесса подготовки этих специалистов необходима учебная сцена. Но многие учебные заведения этого не имеют.

          Этнохореография народов России – достаточно новое направление в хореологии. В этом направлении работает большое количество учёных-хореографов. Для сохранения, реконструкции и  трансляции образцов этнотанцевальной культуры необходима тщательная разработка методик и подготовка специалистов   в этом направлении. В поликультурном пространстве современной России необходимо обратить внимание на сохранение этнических танцевальных культур, необходим поиск новых форм их сценического воплощения,  синтеза с современными направлениями в хореографии, развитии новых направлений: этнотанцевальная  терапия, музыкально-пластическая терапия и др.

          Все вышеизложенное говорит о необходимости разработки системной Доктрины развития хореографического искусства и образования в Российской Федерации, для реализации которой необходима существенная поддержка государства.

          В целях дальнейшего развития хореографии и повышения качества образования, участники конгресса просят государственные органы управления культурой, образованием, УМО по образованию в области хореографического искусства, руководителей учебных заведений и преподавательские составы обратить внимание и содействовать решению следующих вопросов.

         

          Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации:

 

          1. Поддержать хореографическое сообщество в стремлении создать в порядке исключения специализированный диссертационный совет по хореографии.

          2. Рассмотреть вопрос о создании в России инновационного центра подготовки хореографов (постановщиков).    

          3. Оказать финансовое содействие проведению научных исследований в сфере хореографии, посредством включения соответствующих тем в Федеральную целевую программу развития образования, программу Культура России.

          4. Оказать финансовое содействие созданию центра методического обеспечения в области хореографии, где бы аккумулировались печатные, аудио и видео материалы, необходимые в учебных процессах.

          5. В соответствии с требованиями новых стандартов создать условия для открытия при учебных заведениях, реализующих программы в сфере хореографии служб психологического обеспечения, ввести как обязательную  должность психолога  в хореографических школах, училищах, колледжах, вузах; рассмотреть вопрос о создании при учебных заведениях учебных театров.

 

 

          Региональные  органы управления культурой и образованием:

 

          1. Обратить более пристальное внимание на специфику подготовки артистов балета в хореографических колледжах, учитывая их при прохождении указанными учреждениями процедуры государственной аккредитации.

          2. В программе подготовки артистов балета препятствовать сокращению часов аудиторной работы студентов с преподавателями, особенно в части профессиональных дисциплин.

          3. В соответствии с требованиями новых стандартов создать условия для открытия при учебных заведениях, реализующих программы в сфере хореографии служб психологического обеспечения, ввести как обязательную  должность психолога  в хореографических школах, училищах, колледжах, вузах; рассмотреть вопрос о создании при учебных заведениях учебных театров.

 

          Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области хореографического искусства, Учебно-методический совет по среднему профессиональному образованию:

 

          1. В целях сохранения единства образовательного пространства, построения целостной системы непрерывного образования в сфере хореографии продолжить работу по консолидации учебных заведений, педагогических коллективов, деятелей и работников хореографии через организацию регулярных встреч, семинаров, заседаний представителей учебных заведений различных уровней, ведущих подготовку в сфере хореографии.

          2. Продолжить разработку и утверждение Примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки высшего и специальностям среднего профессионального образования в области хореографии.

          3. К следующему конгрессу подготовить предложения по формированию программы подготовки хореологов.

          4. Обобщить информацию о проблемах реализации программ среднего и высшего профессионального образования в области хореографии, разработать рекомендации которые могут быть использованы региональными органами управления образованием при проведении процедуры аккредитации.

          5. Сформулировать предложения учебных заведений и работодателей к Доктрине развития хореографического искусства и образования.

          6. Рассмотреть вопрос о создании и регистрации в установленном порядке общественной организации в форме некоммерческого партнерства, целью которой должно стать развитие деятельности УМО, консолидация хореографического сообщества, выработка путей и стратегии развития хореографического искусства, создание единого банка данных о деятельности учебных заведений.

          7. В рамках деятельности вышеуказанной организации на базе наработок УМО разработать предложения по совершенствованию системы общественной аккредитации образовательных программ и сертификации преподавателей.

          8. В рамках деятельности УМО и вышеуказанной организации начать формирование реестра профилей, разработать рекомендации учебным заведениям по формированию системы методического обеспечения образовательного процесса, баз данных учебных программ, видео и аудио материалов.

          9. В рамках деятельности УМО и вышеуказанной организации разработать механизмы взаимодействия учебных заведений с работодателями, включающие порядок ознакомления работодателей с проблемами хореографического образования, принципов формулирования требований к учебным заведениям и т.д.

          10. Проработать вопрос о механизмах фиксации методик выдающих педагогов хореографии, а также спектаклей классического наследия, посредством создания эталонных видео-моделей с нотацией и описанием.

          11. Обобщить предложения учебных заведений и преподавателей по совершенствованию учебной программы подготовки артистов балета.

          12. Создать Лабораторию по исследованию и сохранению русского танца во всём его разнообразии и неповторимости.

          13. Разработать программы по  подготовке и переподготовке педагогов в области хореографического искусства, включающие психологию балета, возрастную психологию, психологию искусства, практическую психологию.

          14. Создать рабочую группу по разработке и апробации программы «Танец» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, целью которой является интеграция телесного и душевного (духовного) развития, овладения культурой движения,  освоения языка танца (движения), развития восприимчивости к танцевальному искусству.

 

          Руководители, профессорско-преподавательские составы учебных заведений среднего, высшего профессионального и дополнительного образования:

 

          1. При формировании основных образовательных программ по направлениям подготовки высшего профессионального образования в области хореографии придерживаться перечня и наименований профилей подготовки, установленных Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области хореографического искусства и зафиксированных в Примерных основных образовательных программам (ПООП) по направлениям подготовки.

          2. При разработке новых профилей, открытии профилей, не закрепленных в ПООП информировать Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области хореографического искусства для внесения информации в соответствующий реестр.

          3. Сосредоточить согласованные усилия на подготовке кандидатов и докторов наук по искусствоведению и педагогике для создания в России специализированного диссертационного совета в области хореографического искусства.

          4. При формировании направлений научно-исследовательской работы в учебных заведениях обратить внимание на потребность в  междисциплинарных исследованиях хореографии в целях ее включения в широкое поле научного знания, наращивания оснащённости хореографического образования научными методами, без которых невозможно его полноценное развитие.

          5. Для создания и функционирования системы общественной аккредитации образовательных программ в сфере хореографии содействовать обучению экспертов в области хореографического образования, выявить из числа ППС лиц, которые могут после прохождения соответствующего обучения выполнять функции экспертов.

          6. Просить руководство ведущих высших учебных заведений России (Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, Московской государственной академии хореографии и др.) о выделении мест для приема на обучение педагогике балета артистов балета из регионов.

         

 

Hosted by uCoz