10 июня 2011 г. В.П. Казначеев
Памяти великого гражданина
России и мира Н.К. Рериху
РЕРИХ И КУЛЬТУРА ХХI
ВЕКА
В апреле этого года весь мир
торжественно праздновал дату 50-летия выхода человека, человеческого
интеллекта, интеллекта планеты в ближайший космос – Юрия Гагарина. Это
торжество в эволюции нашей ноосферы и нашей планеты. Корни этой эволюции уходят
в далекие исторические исследования, поиски, ошибки и открытия. Отечественная
космология очень богата таким материалом, но, к сожалению, в последние годы все
больше и больше физиколизское движение постепенно сдвигает человеческий
интеллект, разум на попытку технического использования самой планеты и
космоса для благополучия настоящего человеческого бытия на планете. Это
опасный путь, дабы мы должны учиться у космоса, космического Творца, а
не использовать космос для своих планетарных, по существу, социальных
существенно эгоизированных интересов.
Эти проблемы космогонии и человечества содержатся в многочисленных работах
отечественных ученых, историков, археологов, физиков и многих других, есть
много центров и много новых данных (История организации и докладов Римского
Клуба до 80 гг. и современность). Однако, мне хочется сейчас вернуться к
определенным истокам прошлого и сказать несколько слов, что в этом движении
планетарного интеллекта человечества большую роль сыграл Н.К. Рерих, его
последователи. Он сторонник единой космической эволюции человечества,
космической культуры планеты. Работы Н.К. Рериха сегодня начинают уходить в
забытое прошлое и, на мой взгляд, даже существенно искажается его историческая роль, это обидно. Я был
участником нескольких экспедиций в Индию, в его галерее в Нью-Йорке, в Урусвати, встречался со Святославом Рерихом и обсуждал многие
проблемы. Мне хочется вернуться к роли Н.К. Рериха, к его рукописному,
живописному, философскому, духовному наследию в движении нашего интеллекта
планеты Земля. Мы не можем использовать космос в любых его направлениях для
выживания самого человечества, дабы человечество сегодня разрушает планету. Мы
должны учиться у космоса и если говорить как учиться, то м.б. и работы
Н.К. Рериха, величайшее творение интеллекта, которое М. Горький назвал синтезом
глобальной культуры, синтезом культуры всей планеты представляет большую
ценность.
Ниже
представлена работа (совместно с Е.П. Маточкиным), подготовленная после многих
исследований о роли Н.К. Рериха, работ К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в
аспектах культуры и здоровья. Работа была подготовлена и выполнена еще в 1980
гг., с начала этой работы сегодня минуло уже более 30 лет, однако хочется
вернуться к этим мыслям потому, что в современной социально-исторической
версии, которая все больше формируется, мне кажется, возврат к
планетарно-интеллектуальным, социально-культурным объемам Н.К. Рериха является
очень и очень важным[1].
Из дневника космонавта В. Севостьянова :
«Восхода и заката Солнца описать трудно – Рерих в натуре», такая запись есть в
моем дневнике, который я вел в полете на борту космического корабля
«Союз-9» - 19 июня 1970 г. И смотря
рериховские картины, я вновь вижу нашу голубую планету из космоса. Николай
Константинович Рерих всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно
своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к
ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью к
Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает
удивительным философским и мудрым содержанием его критериев, разума, любви,
мира.
Великое
бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена
будущего. И его значимость со временем растет»[2].
В этих
словах космонавта глубоко раскрыта сущность и многогранность деятельности Н.К.
Рериха и его роль в развитии современного естествознания и культуры. Эпоха
космизации отражает наиболее глубинную суть современной научно-технической и
культурной революции. «Научно-техническая революция в силу самой своей сущности
с необходимостью ведет к космизации земной материально-производственной сферы и
к расширению ее в космических масштабах. Создание космизированного и
космического производства явится ее венцом и концом, ибо дальше будут приходить
другие перевороты, обеспечивающие развитие того, что сейчас еще только
становится»[3]. Это
проблема ХХI века.
Освоение
ближайшего космоса человеком оказывает существенное влияние на процессы
преобразования и управления на поверхности планеты и, естественно, не может не
касаться самого сокровенного, дорогого – здоровья человека и человечества в
целом. Роль космоса и космических факторов в представлениях о здоровье и
болезни человека отражалась и в космологии, и натурфилософии античных
мыслителей. Древних философов обстоятельно занимала мысль о взаимоотношениях
человека и космоса. Эти идеи неизбежно приводили к представлениям о сути
человека и его здоровье, «философская мысль от космических проблем приходит к
проблемам непосредственно человеческим»[4].
Однако, эти и многие другие работы, содержавшие в себе определенную
рациональную суть, оставались упрощенными и весьма эмпирическими. В то же время
укажем, что целый ряд древних лечебных процессов, духовных явлений, влияний и
воздействий, элементы воспитания, также как эмпирическое использование некоторых наблюдений о связи
психофизиологических, патологических процессов с некоторыми космическими
(астрономическими) факторами, до сих пор сохраняют определенный интерес и требуют дальнейших исследований.
Необходимо
выделить три иерархично разных аспекта в понимании здоровья человека.
Во-первых, это антропоцентрический аспект, где подвергается анализу здоровье
того или иного отдельного человека и возможности опосредованных связей в
норме и патологии с космическими факторами. Этот аспект, как увидим далее, по
существу, к идеям Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского имеет весьма
отдаленное отношение (это проблема здоровья космонавтов). В существующей
литературе, к сожалению, встречаются попытки анализировать работы указанных
естествоиспытателей в таком аспекте.
Такая интерпретация может привести к упрощению и искажению их содержания
(медицина и экология ремонта).
Второй
аспект в исследованиях здоровья – популяционный, где делается попытка
определить феномен здоровья на уровне популяции. Так, по Маркаряну культура
(цивилизация) – это материальная система, обеспечивающая негэнтропийный эффект,
характерная адаптивно-адаптационными (приспособительно-приспосабливающими)
признаками. Такой подход к определению цивилизации созвучен с дефиницией,
предложенной астрофизиками, согласно которой функциональное определение
цивилизации звучит так: «высокоустойчивое
состояние вещества, способное собирать, абстрактно анализировать и
использовать информацию для получения максимума информации об окружающем и
самом себе для выработки сохранных реакций»[5].
В свете сказанного здоровье
популяций людей следует определить как процесс социально-исторического развития
жизнеспособности – психосоциальной, биологической – населения в ряду поколений,
роста производительности коллективного труда в динамике преобразования планеты,
освоения космоса, совершенствования вида «человека разумного». В этом
аспекте здоровье каждого индивида, продолжительность его активной и здоровой
жизни является производным сложных комплексных социально-исторических,
экологических и биологических законов[6].
Здесь взаимосвязь и единство человечества и космического пространства
неразрывны. В этом аспекте много ценного и опережающего содержится в работах
Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Нельзя не назвать в данном
случае имя А.Л. Чижевского, впервые в естествознании установившего факт
взаимосвязи солнечной активности,
состояния биосферы и здоровья населения.
Наконец,
третий аспект понятия здоровья –
космологический. В этом аспекте здоровье человечества в широком
социально-историческом и эколого-биологическом значении рассматривается как
процесс развития психо-социальных и социально-биологических способностей
человечества в целом, как одной из частей космической жизни и космического
разума в процессе освоения космоса и возможной взаимосвязи с космическими
разумными сообществами – интеллектом космоса. Этот аспект сегодня, естественно,
звучит как гипотетический, но практика стремительного развития НТР настоятельно
указывает на необходимость разработки этого направления.
Наибольшая
значимость идей Н.К. Рериха относится именно ко второму и третьему аспектам в
изучении здоровья людей. Прежде всего укажем на его воинствующий оптимизм, веру
в космический гений человечества, в его объединение на Земле и познание
космической беспредельности. Далее – на его вклад в формирование и роль
общечеловеческого и космического значения культуры. В 1918 г. он писал:
«Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже
поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось
… И когда утверждаем: Любовь, красота и действие – мы знаем, что произносим
формулу международного языка»[7].
По существу, Н.К. Рерих подчеркивает идею континуальности мышления, которая
может выражаться в едином и понятном для всех языке культуры. Мысли о духовном
единении людей в процессе творчества, труда, пронизывают многие высказывания
Н.К. Рериха. О единении, которое окрыляет и вдохновляет, которое, говоря
словами К. Маркса, приводит к «своеобразному возбуждению жизненной энергии»[8].
«Наступило время, чтобы признать значение мощной энергии взаимного понимания»,
- писал Н.К. Рерих. Значение процессов такого взаимопонимания в общественном
благополучии людей несомненно (чего нет в социально-политической системе ХХI века).
В этих и во многих других работах Н.К. Рериха духовное составляет суть здоровья
людей планеты. Своими замечательными полотнами, поэтическими и
публицистическими произведениями Н.К. Рерих несомненно сделал очень много для
прогресса своей Родины, для прогресса общечеловеческой культуры и, несомненно,
внес крупный вклад в космологические проблемы здоровья. Нельзя не назвать его
работу «Здоровье духа», где он подчеркивал: «Постигающий значение культуры,
прежде всего вычеркивает из своего сердца всякое понятие страха, боязнь смерти,
боязнь врагов. Если в сердце своем он твердо знает, что он непоколебимо идет к
свету, то единственный враг его будет тьма. Но тьма рассеивается от внесения
света. Значит вдохновенное сердце, несущее свет, уже является победителем тьмы»[9].
Мы усматриваем в этих утверждениях не только натурфилософскую и романтическую
сторону, но и элементы опережающего научного предвидения. В своей работе
«Здоровье»[10] Н.К.
Рерих подробно развивал вопрос также в космологическом аспекте о том, что есть
здоровое тело, что есть здоровая мысль. Он утверждает: «не только нужны –
жизнехранители и жизнедатели, но нужно осознание могущественной
психической энергии, так тесно связанной
с качеством нашей мысли». Н.К. Рерих неоднократно подчеркивал именно духовную
трактовку своих идей, он уточнял : «… не уходите от жизни, развивайте
способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии
- человеческой мысли и сознания …»[11].
Здесь автор как бы перекликается с идеями своих соотечественников – К.Э.
Циолковского и В.И. Вернадского. Необходимо отметить, что до настоящего времени
предпринимаются попытки мистифицировать научные предвидения Н.К. Рериха и
некоторые его натурфилософские
высказывания, которые естественно были написаны свойственным ему
образно-поэтическим языком. В ответ на подобного рода дискредитацию его идей мы
напомним слова самого Николая Константиновича: «Для невежд, вероятно, любое
научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность»*.
Все
указанные идеи Н.К. Рериха широко перекликаются с мыслями великого теоретика
космонавтики и естествоиспытателя К.Э. Циолковского. В 1922 г. К.Э. Циолковский
писал: «Человек или другое существо есть материя. Судьба существа зависит от
судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей
Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может
привести к заблуждению»[12].
К.Э. Циолковский основное внимание уделял выходу людей в космос и взаимосвязи с
предполагаемыми внеземными цивилизациями. Наибольшее значение в
антропокосмических идеях он уделял выходу человечества за пределы планет. Ему
принадлежат первые попытки создания «космической этики». Он категорически
отрицал идею геоцентризма и развивал мысль о необходимости дальнейшего
прогресса человечества для выхода в космос, о таком совершенствовании разумной
жизни различных планетных систем, которое приведет к объединению мыслящих
существ в грандиозные космические содружества, единую систему цивилизаций
Вселенной»[13].
Здесь нет необходимости раскрывать содержание многочисленных работ К.Э. Циолковского,
где он касается философских, морально-этических норм в космическом развитии
человечества, в которых содержатся основные космологические концепции здоровья.
Великому
нашему соотечественнику В.И. Вернадскому был свойственен геокосмический образ
мысли, который его учеником Н.Г. Холодным был назван антропокосмизмом[14].
По его мнению, антропокосмизм на современном этапе его развития можно
трактовать как попытку применения основных идей дарвинизма и динамического
материализма к вопросу о месте человека в природе, о взаимоотношении его с
космосом. Этот термин разделяется И.И. Мочаловым – известным исследователем
жизнедеятельности В.И. Вернадского[15].
В.И. Вернадский писал, анализируя «следствия космической жизни …» «Разум
человека меняет планету – есть одно из проявлений механизма биосферы. мы видим
сейчас, как ясную исполнимую задачу ближайшего будущего захват человеком Луны и
планет …» «Геологически мы сейчас переживаем психозойскую эру. Структура мозга
будет изменена по существу, и этот организм выйдет за пределы планеты. В то же
самое время он является продуктом, с планетой неразрывно связанным, с
структурой пространства – времени, проявлением ее космического взаимодействия
во вне, биокосмического воздействия высших форм жизни»[16].
Вершиной работ В.И. Вернадского, в указанных аспектах, является его учение о
ноосфере и его очерки «Научная мысль как планетное явление».
Вернемся
к оценке Н.К. Рериха В. Севастьяновым.
Очевидно, что в конце XIX и первой половине ХХ
столетий в русской научной мысли в области космологии происходил невиданный
взлет, своеобразный «ренессанс», который заложил основы новой космической эпохи
человечества. Этот взлет коснулся не только многих теоретических и технических
проблем, но и развития философской мысли, ряда идей гуманитарного характера,
среди которых видное место занимают морально-эстетические,
социально-биологические аспекты такого основополагающего феномена человечества,
как его здоровье. Выше рассмотрены лишь некоторые стороны этого «ренессанса»,
назван ряд выдающихся его творцов и сделана попытка подчеркнуть неоценимый
вклад в эту проблему Н.К. Рериха. Труды и вдохновение Е.И. Рерих,
гражданственность и искусство Святослава Рериха – это особая глава истории.
Указано
на три аспекта в исследовании такого феномена, как здоровье (антропоцентрический,
популяционный и космологический). Все три уровня в практической жизни человека
так или иначе выражаются в персональном здоровье – здоровье индивида и их
поколений. Очевидно, что чем глубже проникают друг в друга эти аспекты, тем
плодотворнее становятся возможности как исследований, так и управления
процессами здоровья. Наиболее глубокое их взаимодействие будет все более
раскрываться. Это особенно важно в настоящее время для России в соответствии с
Основным законом – Конституцией (реализация которой в наше время составляет
большую проблему), научные исследования и система здравоохранения должны
гарантировать не только сохранение материально независимой жизни, но и продление
периода активной жизни. Решение такой фундаментальной проблемы, по нашему
мнению, невозможно без учета популяционных (геоцентрических) и космологических
закономерностей здоровья. Более того, можно думать, что именно в аспекте
космологических подходов содержатся многие ключевые позиции в решении указанных
проблем. Речь идет не о возврате к естественным и подчас наивным космологическим представлениям древней
медицины, а о сознании новой космологической теории здоровья, где бы и
популяционный, и индивидуальный уровни здоровья получили бы более глубокое
раскрытие и содержание, и обогатились бы новыми методами не только сохранения,
но и развития здоровья также, как и принципиально новыми подходами в
оценке, лечении и его восстановлении. Ведь научно проблема геронтологии все еще
остается проблемой. Уже современный, пока еще небольшой опыт космической
медицины, с несомненностью, подчеркивает важнейшую роль такого факта, как
коллективной психологии, а также важнейшее значение совершенствование
информационной взаимосвязи космонавтов и живого вещества с землей и управления
процессами адаптации. В космосе, вероятно, наивысшее отражение находят
категории единства личного и общественного, или личного, общественного,
всечеловеческого и космического. Важно понять и сложность геометрии и потоков
космического мира.
Таковы
основные космологические аспекты здоровья и пути возможного его развития,
которые содержатся в предсказаниях Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского и В.И.
Вернадского. В современной литературе эти направления получают новые, подчас,
неожиданные фактические материалы[17].
Заканчивая
эту работу из прошлого надо сказать, что в самом существе Н.К. Рериха, в его
интеллекте, его видении заложен колоссальный вклад в космогонию человечества, а
не подражания религиозно-мистических направлений. Он ставил задачу увидеть
человечество как производное космоса. В его картинах «Матерь мира», «Мадонны в
небесах», «Армаргиддон» представлен
другой уровень глобального интеллекта и этот уровень сегодня должен
расширяться. В опубликованных работах
показано как они расширяются в космопланетарных, астрофизических условиях и
зависимость планеты от существующего мира с определенным видением и
определенным
убеждением, что человечество должно стать учеником Космоса (его
интеллекта), а не только использовать космические пространства для
нарастающих противоречий, решения конфликтных тяжелых политических проблем в
спорах между геополитическими собственниками, полюсами и той капиталократии,
которая может привести к колоссальной планетарной катастрофе именно первично
антропогенного, не природного характера. Признаки этого более чем очевидны.
Сегодня
система или понятие культуры существенно изменилось. Если в понятие
культуры вкладывали три ее составляющих: 1) производство, производительные
силы; 2) социальные организации различного характера, включая и политические, и
религиозные и, наконец, 3) духовность. Сегодня сама духовность в культуре,
по существу, превращается в товар, она смыкается с первым уровнем производства:
человеко-производство и человеко-потребление «захлебываются» в упрощенном
биологезированном развитии духовной культуры во всех ее сферах, в личном
поведении, в семейных отношениях, в образовании, в работе и многом другом. Вот
эта общечеловеческая культура, которая существенно изменилась сегодня -
ее и предсказывал и описывал Н.К.
Рерих в своих замечательных полотнах, трудах и воспоминаниях, творчестве.
Духовность в культуре есть ведущая, главная основа нашей эволюции (Д.С.
Лихачев)[18]. Это
одна из главных проблем Сибирского отделения Международной Славянской академии.
Новые
научные материалы (дальневидение, дистанционные взаимосвязи клеток, телегония,
факты НЛО и др. – позволяют полагать, что наш планетарный человеческий
интеллект есть космическое явление (потоки), мы постоянно учимся в
космическом пространстве.
В
наших работах мы полагаем, что косное вещество планеты и космоса есть
производное космического интеллекта. О возможных взаимодействиях косного и
живого вещества я продолжил мысли В.И. Вернадского[19]
и полагаю на основе новых фактов (Казначеев В.П., Трофимов А.В., 2004), что
формирование, эволюция косного вещества Вселенной есть бесконечный поток
живого космоса – свойств его интеллекта.
Николай
Константинович Рерих был один из многих великих вдохновителей и творцов
открывавший потоки космического интеллекта соотечественником планеты Земля. Это
еще непознанная проблема движения (потоков) космического интеллекта в духовности
и культуре эволюции человечества.
[1] Рериховские чтения
(Материалы конференции). Новосибирск, 1980. 348 с.
[2] В. Севастьянов, космонавт.
Н. Рерих. Зажигайте сердца, 1975. с. 180.
[3] Фадеев Е.Т. Соревнование
двух систем. М., 1971, С. 401.
[4] Григорьян Б.Т. Философия о
сущности человека. М., 1973, с. 44.
[5] Внеземные цивилизации. М.,
1969, с. 45.
[6] Гумилев Л.Н. Этногенез и
биосфера Земли. 1989.
Гумилев Л.Н. География этногенеза в исторический период. 1990.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. 1993.
[7] Рерих Н.К. Зажигайте сердца.
М., 1975, с. 75.
[8] Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23.
М., 1975, с. 337.
[9] Рерих Н.К. Священный дозор.
Харбин, 1934, с. 71.
[10] Рерих Н.К. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, с.
79.
[11] Рерих Н.К. Сердце Азии.
Нью-Йорк, 1929, с. 130.
* - к сожалению, сегодня некоторые
«последователи» идей Н.К. Рериха связывают духовные, исторические его работы с
современным торгово-фирменным направлением, это упрощенное и неграмотное
суждение.
[12] Направление работ. М., 1922.
[13] Урсул А.Д. Человечество,
Земля, Вселенная. М., 1977, с. 14.
[14] Холодный Н.Г. Мысли
дарвиниста о природе и человеке. Ереван, 1944.
Вернадский В.И. Очерки и истории современного мировоззрения. 1902-1903
гг.
[15] Мочалов И.И. Вопросы
философии. 1968, № 1, с. 123-133.
[16] Цит. По И.И. Мочалову, с.
133, там же
[17] Казначеев В.П., Трофимов
А.В. Очерки о природе живого вещества и
интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. –
Новосибирск: Наука, 2004. – 312 с.
Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Ноосферная экология и
экономика человека. Проблемы «Сфинкса ХХI века». – Новосибирск, 2005.
– 448 с.
[18] Лихачев Д.С. Декларация прав
культуры /Д.С Лихачев //Культурология. – 1996. - № 1. – С. 7-13.
[19] Вернадский В.И. Несколько
слов о ноосфере. 1980.
Казначеев В.П. Пространство энергии-времени Н.А. Козырева. (Проблемы
космопланетарной геометрии). 4 октября 2010 г.