10 июня 2011 г.                                                                       В.П. Казначеев

 

                                                                         Памяти великого гражданина

                                                                        России и мира Н.К. Рериху

 

РЕРИХ И КУЛЬТУРА ХХI ВЕКА

 

         В апреле этого года весь мир торжественно праздновал дату 50-летия выхода человека, человеческого интеллекта, интеллекта планеты в ближайший космос – Юрия Гагарина. Это торжество в эволюции нашей ноосферы и нашей планеты. Корни этой эволюции уходят в далекие исторические исследования, поиски, ошибки и открытия. Отечественная космология очень богата таким материалом, но, к сожалению, в последние годы все больше и больше физиколизское движение постепенно сдвигает человеческий интеллект, разум на попытку технического использования самой планеты и космоса для благополучия настоящего человеческого бытия на планете. Это опасный путь, дабы мы должны учиться у космоса, космического Творца, а не использовать космос для своих планетарных, по существу, социальных существенно эгоизированных  интересов. Эти проблемы космогонии и человечества содержатся в многочисленных работах отечественных ученых, историков, археологов, физиков и многих других, есть много центров и много новых данных (История организации и докладов Римского Клуба до 80 гг. и современность). Однако, мне хочется сейчас вернуться к определенным истокам прошлого и сказать несколько слов, что в этом движении планетарного интеллекта человечества большую роль сыграл Н.К. Рерих, его последователи. Он сторонник единой космической эволюции человечества, космической культуры планеты. Работы Н.К. Рериха сегодня начинают уходить в забытое прошлое и, на мой взгляд, даже существенно искажается  его историческая роль, это обидно. Я был участником нескольких экспедиций в Индию, в его галерее в Нью-Йорке,  в Урусвати, встречался со  Святославом Рерихом и обсуждал многие проблемы. Мне хочется вернуться к роли Н.К. Рериха, к его рукописному, живописному, философскому, духовному наследию в движении нашего интеллекта планеты Земля. Мы не можем использовать космос в любых его направлениях для выживания самого человечества, дабы человечество сегодня разрушает планету. Мы должны учиться у космоса и если говорить как учиться, то м.б. и работы Н.К. Рериха, величайшее творение интеллекта, которое М. Горький назвал синтезом глобальной культуры, синтезом культуры всей планеты представляет большую ценность.

         Ниже представлена работа (совместно с Е.П. Маточкиным), подготовленная после многих исследований о роли Н.К. Рериха, работ К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского в аспектах культуры и здоровья. Работа была подготовлена и выполнена еще в 1980 гг., с начала этой работы сегодня минуло уже более 30 лет, однако хочется вернуться к этим мыслям потому, что в современной социально-исторической версии, которая все больше формируется, мне кажется, возврат к планетарно-интеллектуальным, социально-культурным объемам Н.К. Рериха является очень и очень важным[1].

          Из дневника космонавта В. Севостьянова : «Восхода и заката Солнца описать трудно – Рерих в натуре», такая запись есть в моем дневнике, который я вел в полете на борту космического корабля «Союз-9»  - 19 июня 1970 г. И смотря рериховские картины, я вновь вижу нашу голубую планету из космоса. Николай Константинович Рерих всегда поражал меня и моих друзей-космонавтов удивительно своеобразным восприятием нашей родной Земли и передачей той горячей любви к ней, которая чувствуется в его картинах. Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев, разума, любви, мира.

         Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растет»[2].

         В этих словах космонавта глубоко раскрыта сущность и многогранность деятельности Н.К. Рериха и его роль в развитии современного естествознания и культуры. Эпоха космизации отражает наиболее глубинную суть современной научно-технической и культурной революции. «Научно-техническая революция в силу самой своей сущности с необходимостью ведет к космизации земной материально-производственной сферы и к расширению ее в космических масштабах. Создание космизированного и космического производства явится ее венцом и концом, ибо дальше будут приходить другие перевороты, обеспечивающие развитие того, что сейчас еще только становится»[3]. Это проблема ХХI века.

         Освоение ближайшего космоса человеком оказывает существенное влияние на процессы преобразования и управления на поверхности планеты и, естественно, не может не касаться самого сокровенного, дорогого – здоровья человека и человечества в целом. Роль космоса и космических факторов в представлениях о здоровье и болезни человека отражалась и в космологии, и натурфилософии античных мыслителей. Древних философов обстоятельно занимала мысль о взаимоотношениях человека и космоса. Эти идеи неизбежно приводили к представлениям о сути человека и его здоровье, «философская мысль от космических проблем приходит к проблемам непосредственно человеческим»[4]. Однако, эти и многие другие работы, содержавшие в себе определенную рациональную суть, оставались упрощенными и весьма эмпирическими. В то же время укажем, что целый ряд древних лечебных процессов, духовных явлений, влияний и воздействий, элементы воспитания, также как эмпирическое  использование некоторых наблюдений о связи психофизиологических, патологических процессов с некоторыми космическими (астрономическими) факторами, до сих пор сохраняют определенный интерес  и требуют дальнейших исследований.

         Необходимо выделить три иерархично разных аспекта в понимании здоровья человека. Во-первых, это антропоцентрический аспект, где подвергается анализу здоровье того или иного отдельного человека и возможности опосредованных связей в норме и патологии с космическими факторами. Этот аспект, как увидим далее, по существу, к идеям Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского имеет весьма отдаленное отношение (это проблема здоровья космонавтов). В существующей литературе, к сожалению, встречаются попытки анализировать работы указанных естествоиспытателей  в таком аспекте. Такая интерпретация может привести к упрощению и искажению их содержания (медицина и экология ремонта).

         Второй аспект в исследованиях здоровья – популяционный, где делается попытка определить феномен здоровья на уровне популяции. Так, по Маркаряну культура (цивилизация) – это материальная система, обеспечивающая негэнтропийный эффект, характерная адаптивно-адаптационными (приспособительно-приспосабливающими) признаками. Такой подход к определению цивилизации созвучен с дефиницией, предложенной астрофизиками, согласно которой функциональное определение цивилизации звучит так: «высокоустойчивое  состояние вещества, способное собирать, абстрактно анализировать и использовать информацию для получения максимума информации об окружающем и самом себе для выработки сохранных реакций»[5].

В свете сказанного здоровье популяций людей следует определить как процесс социально-исторического развития жизнеспособности – психосоциальной, биологической – населения в ряду поколений, роста производительности коллективного труда в динамике преобразования планеты, освоения космоса, совершенствования вида «человека разумного». В этом аспекте здоровье каждого индивида, продолжительность его активной и здоровой жизни является производным сложных комплексных социально-исторических, экологических и биологических законов[6]. Здесь взаимосвязь и единство человечества и космического пространства неразрывны. В этом аспекте много ценного и опережающего содержится в работах Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского. Нельзя не назвать в данном случае имя А.Л. Чижевского, впервые в естествознании установившего факт взаимосвязи солнечной активности,  состояния биосферы и здоровья населения.

         Наконец, третий аспект понятия  здоровья – космологический. В этом аспекте здоровье человечества в широком социально-историческом и эколого-биологическом значении рассматривается как процесс развития психо-социальных и социально-биологических способностей человечества в целом, как одной из частей космической жизни и космического разума в процессе освоения космоса и возможной взаимосвязи с космическими разумными сообществами – интеллектом космоса. Этот аспект сегодня, естественно, звучит как гипотетический, но практика стремительного развития НТР настоятельно указывает на необходимость разработки этого направления.

         Наибольшая значимость идей Н.К. Рериха относится именно ко второму и третьему аспектам в изучении здоровья людей. Прежде всего укажем на его воинствующий оптимизм, веру в космический гений человечества, в его объединение на Земле и познание космической беспредельности. Далее – на его вклад в формирование и роль общечеловеческого и космического значения культуры. В 1918 г. он писал: «Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось … И когда утверждаем: Любовь, красота и действие – мы знаем, что произносим формулу международного языка»[7]. По существу, Н.К. Рерих подчеркивает идею континуальности мышления, которая может выражаться в едином и понятном для всех языке культуры. Мысли о духовном единении людей в процессе творчества, труда, пронизывают многие высказывания Н.К. Рериха. О единении, которое окрыляет и вдохновляет, которое, говоря словами К. Маркса, приводит к «своеобразному возбуждению жизненной энергии»[8]. «Наступило время, чтобы признать значение мощной энергии взаимного понимания», - писал Н.К. Рерих. Значение процессов такого взаимопонимания в общественном благополучии людей несомненно (чего нет в социально-политической системе ХХI века). В этих и во многих других работах Н.К. Рериха духовное составляет суть здоровья людей планеты. Своими замечательными полотнами, поэтическими и публицистическими произведениями Н.К. Рерих несомненно сделал очень много для прогресса своей Родины, для прогресса общечеловеческой культуры и, несомненно, внес крупный вклад в космологические проблемы здоровья. Нельзя не назвать его работу «Здоровье духа», где он подчеркивал: «Постигающий значение культуры, прежде всего вычеркивает из своего сердца всякое понятие страха, боязнь смерти, боязнь врагов. Если в сердце своем он твердо знает, что он непоколебимо идет к свету, то единственный враг его будет тьма. Но тьма рассеивается от внесения света. Значит вдохновенное сердце, несущее свет, уже является победителем тьмы»[9]. Мы усматриваем в этих утверждениях не только натурфилософскую и романтическую сторону, но и элементы опережающего научного предвидения. В своей работе «Здоровье»[10] Н.К. Рерих подробно развивал вопрос также в космологическом аспекте о том, что есть здоровое тело, что есть здоровая мысль. Он утверждает: «не только нужны – жизнехранители и жизнедатели, но нужно осознание могущественной психической  энергии, так тесно связанной с качеством нашей мысли». Н.К. Рерих неоднократно подчеркивал именно духовную трактовку своих идей, он уточнял : «… не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии -  человеческой мысли и сознания …»[11]. Здесь автор как бы перекликается с идеями своих соотечественников – К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. Необходимо отметить, что до настоящего времени предпринимаются попытки мистифицировать научные предвидения Н.К. Рериха и некоторые его натурфилософские  высказывания, которые естественно были написаны свойственным ему образно-поэтическим языком. В ответ на подобного рода дискредитацию его идей мы напомним слова самого Николая Константиновича: «Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность»*.

         Все указанные идеи Н.К. Рериха широко перекликаются с мыслями великого теоретика космонавтики и естествоиспытателя К.Э. Циолковского. В 1922 г. К.Э. Циолковский писал: «Человек или другое существо есть материя. Судьба существа зависит от судьбы Вселенной. Поэтому всякое разумное существо должно проникнуться историей Вселенной. Необходима такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может привести к заблуждению»[12]. К.Э. Циолковский основное внимание уделял выходу людей в космос и взаимосвязи с предполагаемыми внеземными цивилизациями. Наибольшее значение в антропокосмических идеях он уделял выходу человечества за пределы планет. Ему принадлежат первые попытки создания «космической этики». Он категорически отрицал идею геоцентризма и развивал мысль о необходимости дальнейшего прогресса человечества для выхода в космос, о таком совершенствовании разумной жизни различных планетных систем, которое приведет к объединению мыслящих существ в грандиозные космические содружества, единую систему цивилизаций Вселенной»[13]. Здесь нет необходимости раскрывать содержание многочисленных работ К.Э. Циолковского, где он касается философских, морально-этических норм в космическом развитии человечества, в которых содержатся основные космологические концепции здоровья.

         Великому нашему соотечественнику В.И. Вернадскому был свойственен геокосмический образ мысли, который его учеником Н.Г. Холодным был назван антропокосмизмом[14]. По его мнению, антропокосмизм на современном этапе его развития можно трактовать как попытку применения основных идей дарвинизма и динамического материализма к вопросу о месте человека в природе, о взаимоотношении его с космосом. Этот термин разделяется И.И. Мочаловым – известным исследователем жизнедеятельности В.И. Вернадского[15]. В.И. Вернадский писал, анализируя «следствия космической жизни …» «Разум человека меняет планету – есть одно из проявлений механизма биосферы. мы видим сейчас, как ясную исполнимую задачу ближайшего будущего захват человеком Луны и планет …» «Геологически мы сейчас переживаем психозойскую эру. Структура мозга будет изменена по существу, и этот организм выйдет за пределы планеты. В то же самое время он является продуктом, с планетой неразрывно связанным, с структурой пространства – времени, проявлением ее космического взаимодействия во вне, биокосмического воздействия высших форм жизни»[16]. Вершиной работ В.И. Вернадского, в указанных аспектах, является его учение о ноосфере и его очерки «Научная мысль как планетное явление».

         Вернемся к оценке Н.К. Рериха В. Севастьяновым.  Очевидно, что в конце XIX и первой половине ХХ столетий в русской научной мысли в области космологии происходил невиданный взлет, своеобразный «ренессанс», который заложил основы новой космической эпохи человечества. Этот взлет коснулся не только многих теоретических и технических проблем, но и развития философской мысли, ряда идей гуманитарного характера, среди которых видное место занимают морально-эстетические, социально-биологические аспекты такого основополагающего феномена человечества, как его здоровье. Выше рассмотрены лишь некоторые стороны этого «ренессанса», назван ряд выдающихся его творцов и сделана попытка подчеркнуть неоценимый вклад в эту проблему Н.К. Рериха. Труды и вдохновение Е.И. Рерих, гражданственность и искусство Святослава Рериха – это особая глава истории.

         Указано на три аспекта в исследовании такого феномена, как здоровье (антропоцентрический, популяционный и космологический). Все три уровня в практической жизни человека так или иначе выражаются в персональном здоровье – здоровье индивида и их поколений. Очевидно, что чем глубже проникают друг в друга эти аспекты, тем плодотворнее становятся возможности как исследований, так и управления процессами здоровья. Наиболее глубокое их взаимодействие будет все более раскрываться. Это особенно важно в настоящее время для России в соответствии с Основным законом – Конституцией (реализация которой в наше время составляет большую проблему), научные исследования и система здравоохранения должны гарантировать не только сохранение материально независимой жизни, но и продление периода активной жизни. Решение такой фундаментальной проблемы, по нашему мнению, невозможно без учета популяционных (геоцентрических) и космологических закономерностей здоровья. Более того, можно думать, что именно в аспекте космологических подходов содержатся многие ключевые позиции в решении указанных проблем. Речь идет не о возврате к естественным и подчас наивным  космологическим представлениям древней медицины, а о сознании новой космологической теории здоровья, где бы и популяционный, и индивидуальный уровни здоровья получили бы более глубокое раскрытие и содержание, и обогатились бы новыми методами не только сохранения, но и развития здоровья также, как и принципиально новыми подходами в оценке, лечении и его восстановлении. Ведь научно проблема геронтологии все еще остается проблемой. Уже современный, пока еще небольшой опыт космической медицины, с несомненностью, подчеркивает важнейшую роль такого факта, как коллективной психологии, а также важнейшее значение совершенствование информационной взаимосвязи космонавтов и живого вещества с землей и управления процессами адаптации. В космосе, вероятно, наивысшее отражение находят категории единства личного и общественного, или личного, общественного, всечеловеческого и космического. Важно понять и сложность геометрии и потоков космического мира.

         Таковы основные космологические аспекты здоровья и пути возможного его развития, которые содержатся в предсказаниях Н.К. Рериха, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского. В современной литературе эти направления получают новые, подчас, неожиданные фактические материалы[17].

         Заканчивая эту работу из прошлого надо сказать, что в самом существе Н.К. Рериха, в его интеллекте, его видении заложен колоссальный вклад в космогонию человечества, а не подражания религиозно-мистических направлений. Он ставил задачу увидеть человечество как производное космоса. В его картинах «Матерь мира», «Мадонны в небесах», «Армаргиддон»  представлен другой уровень глобального интеллекта и этот уровень сегодня должен расширяться. В  опубликованных работах показано как они расширяются в космопланетарных, астрофизических условиях и зависимость планеты от существующего мира с определенным видением и

 определенным убеждением, что человечество должно стать учеником Космоса (его интеллекта), а не только использовать космические пространства для нарастающих противоречий, решения конфликтных тяжелых политических проблем в спорах между геополитическими собственниками, полюсами и той капиталократии, которая может привести к колоссальной планетарной катастрофе именно первично антропогенного, не природного характера. Признаки этого более чем очевидны.

         Сегодня система или понятие культуры существенно изменилось. Если в понятие культуры вкладывали три ее составляющих: 1) производство, производительные силы; 2) социальные организации различного характера, включая и политические, и религиозные и, наконец, 3) духовность. Сегодня сама духовность в культуре, по существу, превращается в товар, она смыкается с первым уровнем производства: человеко-производство и человеко-потребление «захлебываются» в упрощенном биологезированном развитии духовной культуры во всех ее сферах, в личном поведении, в семейных отношениях, в образовании, в работе и многом другом. Вот эта общечеловеческая культура, которая существенно изменилась сегодня - ее  и предсказывал и описывал Н.К. Рерих в своих замечательных полотнах, трудах и воспоминаниях, творчестве. Духовность в культуре есть ведущая, главная основа нашей эволюции (Д.С. Лихачев)[18]. Это одна из главных проблем Сибирского отделения Международной Славянской академии.

         Новые научные материалы (дальневидение, дистанционные взаимосвязи клеток, телегония, факты НЛО и др. – позволяют полагать, что наш планетарный человеческий интеллект есть космическое явление (потоки), мы постоянно учимся в космическом пространстве.

         В наших работах мы полагаем, что косное вещество планеты и космоса есть производное космического интеллекта. О возможных взаимодействиях косного и живого вещества я продолжил мысли В.И. Вернадского[19] и полагаю на основе новых фактов (Казначеев В.П., Трофимов А.В., 2004), что формирование, эволюция косного вещества Вселенной есть бесконечный поток живого космоса – свойств его интеллекта.

         Николай Константинович Рерих был один из многих великих вдохновителей и творцов открывавший потоки космического интеллекта соотечественником планеты Земля. Это еще непознанная проблема движения (потоков) космического интеллекта в духовности и культуре эволюции человечества.



[1] Рериховские чтения (Материалы конференции). Новосибирск, 1980. 348 с.

[2] В. Севастьянов, космонавт. Н. Рерих. Зажигайте сердца, 1975. с. 180.

[3] Фадеев Е.Т. Соревнование двух систем. М., 1971, С. 401.

[4] Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973, с. 44.

[5] Внеземные цивилизации. М., 1969, с. 45.

[6] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 1989.

  Гумилев Л.Н. География этногенеза в исторический период. 1990.

  Налимов В.В. В поисках иных смыслов. 1993.

[7] Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975, с. 75.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. М., 1975, с. 337.

[9] Рерих Н.К. Священный дозор. Харбин, 1934, с. 71.

[10] Рерих Н.К. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, с. 79.

[11] Рерих Н.К. Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929, с. 130.

* - к сожалению, сегодня некоторые «последователи» идей Н.К. Рериха связывают духовные, исторические его работы с современным торгово-фирменным направлением, это упрощенное и неграмотное суждение.

[12] Направление работ. М., 1922.

[13] Урсул А.Д. Человечество, Земля, Вселенная. М., 1977, с. 14.

[14] Холодный Н.Г. Мысли дарвиниста о природе и человеке. Ереван, 1944.

   Вернадский В.И. Очерки и истории современного мировоззрения. 1902-1903 гг.

[15] Мочалов И.И. Вопросы философии. 1968, № 1, с. 123-133.

[16] Цит. По И.И. Мочалову, с. 133, там же

[17] Казначеев В.П., Трофимов А.В.  Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – 312 с.

   Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Ноосферная экология и экономика человека. Проблемы «Сфинкса ХХI века». – Новосибирск, 2005. – 448 с.

  

[18] Лихачев Д.С. Декларация прав культуры /Д.С Лихачев //Культурология. – 1996. - № 1. – С. 7-13.

[19] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. 1980.

   Казначеев В.П. Пространство энергии-времени Н.А. Козырева. (Проблемы космопланетарной геометрии). 4 октября 2010 г.

Hosted by uCoz